Круглый стол «Новые перспективы отрасли интеллектуальной собственности в текущих реалиях»
На площадке Технопарка высоких технологий Свердловской области состоялся круглый стол «Новые перспективы отрасли интеллектуальной собственности в текущих реалиях».
Эксперты в области защиты интеллектуальных прав из Москвы и Екатеринбурга обсудили, как создание интеллектуального капитала поможет бизнесу развиваться в новых условиях. Какой на данный момент существует горизонт планирования и какие возможности открываются в контексте ситуации.
Круглый стол был инициирован екатеринбургской IP-компанией «Царская привилегия». Модератором встречи выступила Мария Дорошенко, генеральный директор компании «LegalPics», создатель блога о креативном капитале «Чувство собственности». По ее мнению, российская экономика, бизнес, а вместе с ними и сфера интеллектуальной собственности (IP) оказались на развилке, в точке бифуркации. Именно сейчас для бизнеса открываются новые возможности развития.
Заместитель руководителя Проектного офиса ФИПС Андрей Лаенко рассказал, что сегодня компании двигаются в сторону инжиниринга, новых технологий (как собственных, так и в несанкционных странах) и обращают внимание на патентную охрану. Он отметил также повышенный спрос на патентные исследования.
По его словам, IP-специалисты в новых экономических условиях занялись «ручной сборкой» целых отраслей. Из кооперационных цепочек «выпали» импортные товары. Их нужно оперативно заместить отечественными технологиями и продуктами.
«В России пока нет платформ и отработанных инструментов, которые бы облегчили эту работу», – отмечает Андрей Лаенко.
Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев считает, что в России еще не сформировалось отношение к IP как к реальному экономически ценному активу. Это то, чему сейчас в кратчайшие сроки предстоит научиться малому, среднему и крупному бизнесу.
Сейчас нужно сфокусироваться на развитии IP-сферы внутри страны: на стимулировании авторов и творческой деятельности. Важно разрабатывать дополнительные меры поддержки и льготы для бизнеса при работе с интеллектуальным капиталом. В связи с текущей ситуацией на внутреннем рынке огромное значение приобретают отрасли цифрового контента, дизайна, архитектуры, интерфейсов и систем обработки данных. Все то, что связано с качеством нашей жизни.
Во многих странах IP – это продукт экспорта. Чтобы стать хорошим экспортером, надо иметь обширный номенклатурный ряд творческих и технических решений, охраняемых правом интеллектуальной собственности продукта.
«Для экспорта у нас пока еще недостаточный потенциал. Поэтому надо сейчас думать не о рыночной функции IP, что купить и как продать. Мы должны озадачиться, как стимулировать авторов к творческой деятельности», – объясняет Сергей Матвеев.
По его словам, в течение года-двух компании и университеты должны повысить свою нематериальную капитализацию. Важно платить создателям ноу-хау, фиксировать авторское право на все результаты их творчества и охранять изобретения.
«Я уверен, что через год-полтора мы сможем выйти на рынки евразийского союза. Экспортные сделки с IP будут тяготеть к кооперационным моделям: не столько к продаже лицензий, сколько к двухсторонним соглашениям», – продолжает руководитель Федерации интеллектуальной собственности.
По мнению экспертов, на внутреннем рынке повысится значение IP, связанного с архитектурой, промышленным дизайном, созданием цифрового контента и интерфейсов, систем обработки данных. Эти сферы не связаны со сложными технологиями, на них можно быстро начать развиваться.
Сегодня активизировался сбор информации в самые разные каталоги отечественной продукции. Они есть в открытом доступе на сайте Ассоциации разработчиков российских программных продуктов. У Минпромторга совместно с Газпромбанком работает биржа импортозамещения, где можно найти заказчиков или исполнителей.
Инновационный центр «Сколково» создает каталоги своих резидентов. Он помогает подобрать российских клиентов взамен ушедших западных.
Вузы также каталогизируют свои разработки и технические решения. Правительство РФ совместно с Министерством образования запустило проект по поддержке центров трансфера технологий.
IP-эксперты советуют активнее использовать патентную аналитику. Она помогает искать разработчиков, проектные команды, отдельных изобретателей. Используя ее, можно также подобрать партнера, например в Азии.
«Чтобы попасть в реестры российской продукции, необходимо доказать, что компания действительно является единственным правообладателем на разработку данного продукта. Для этого надо оформить интеллектуальную собственность», – развивает тему Екатерина Краева, руководитель Агентства инновационного развития Ural.Rocks.
По словам спикеров круглого стола, сфере IP необходимы государственные меры поддержки. Это полная отмена НДС на оборот всех видов прав. Уменьшение налога на прибыль или НДС пропорционально затратам на приобретенные права. Снижение отчислений во внебюджетные фонды для предпринимателей, которые создают креативный продукт.
Инновационный центр «Сколково» уже несколько лет предлагает своим резидентам целый набор льгот: это нулевые НДС, налог на прибыль и на имущество, пониженные страховые социальные взносы за сотрудников. Он также предоставляет своим резидентам микрогранты на компенсацию мероприятий в области защиты интеллектуальной собственности. Чтобы получить его статус, надо только заполнить документы. При этом компания может находиться в любой точке РФ.
По словам Сергея Матвеева, в России не должно остаться ни одного экономического барьера, который бы препятствовал развитию IP-сферы.
К слову, 1 апреля стартует конкурс Российского фонда развития информационных технологий, который отбирает отечественных разработчиков «облачного» программного обеспечения (ПО). Те компании, которые пройдут отбор, смогут за полцены продавать субъектам малого и среднего предпринимательства лицензии на свои продукты. А выпадающие 50% стоимости им компенсирует РФРИТ. Чтобы пройти конкурсный отбор, ПО компании должно находиться в реестре разработчиков. Здесь опять становится актуальной регистрация интеллектуальной собственности.
Отметим, что процедура патентования в РФ осталась прежней. Российский заявитель также может подать заявку в США. Единственные перемены произошли при получении патента в Америке: там теперь отменена ускоренная экспертиза и из-за курса доллара существенно увеличилась стоимость.
По мнению Степана Реуса, в новых для России экономических условиях усилится внутренняя конкуренция.
Уход из РФ многих зарубежных компаний приведет к тому, что на крупные предприятия придет много поставщиков, чтобы предложить свою продукцию. Наличие интеллектуальной собственности станет весомым конкурентным преимуществом.
«Сейчас самое время использовать мировой изобретательский опыт для решения насущных задач. Например, для поиска новых партнеров, поставщиков, экспертов или грамотного заимствования конкретных технологий в целях импортозамещения», – рассказывает Степан Реус, генеральный директор компании «Царская привилегия».
По его мнению, используя патентную аналитику, можно изучить зарубежные технологии и продукты, которые были востребованы у нас на рынке, чтобы попробовать их аккумулировать и вывести на рынок свой уникальный продукт.
Важно сделать акцент на ту продукцию компании, которая не требует проведения длительных исследований и может быть быстро введена в производство. В случае копирования иностранных решений разумнее придерживаться права и делать все легально, дорабатывая продукт своими идеями.
Организаторы пригласили к участию в круглом столе не только экспертов IP-сферы, но и представителей бизнеса. Мнения разделились.
Сергей Мурашев, руководитель направления по IP АО «Армалит», говорит, что в России действующее законодательство не позволяет проводить переоценку нематериальных активов (НМА) коммерческих компаний. «Стоимость НМА на различной стадии готовности результата интеллектуальной деятельности не может быть одинакова. Так, при наличии только патента стоимость такого актива фактически будет равна стоимости его оформления. Однако на практике затраты на доведение изобретения до стадии промышленного использования (внедрения) в десятки раз превышают затраты на его создание», — считает Сергей Мурашев.
По его словам, возможность переоценки НМА на различных стадиях готовности актива позволила бы сформировать реальные затраты на его создание. Это бы упростило определение цены сделок при купле-продаже прав на результаты интеллектуальной детальности, а также упростило бы оценку залоговых прав на результаты интеллектуальной деятельности.
У Андрея Елагина, основателя Группы компаний «БиоМикроГели», иная точка зрения. Предприятие производит бытовые моющие средства, косметику и решения для очистки воды в промышленности из сельскохозяйственных отходов – жома сахарной свеклы, яблочного жмыха и корзинок подсолнечника.
«Изначально мы строили стратегию выхода на глобальные рынки – европейский, внутренний и юго-восточный. Развить эти направления бизнеса нам помогла защита технологии более чем 150 объектами интеллектуальной собственности. Среди них патентны на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы. В динамике они могут быть тем или иным образом переоценены. Это влияет на капитализацию технологических компаний», – рассказывает Андрей Елагин.
В развитии бизнеса на международных рынка ГК «БиоМикроГели» помогла защита технологии более чем 150 объектами интеллектуальной собственности.
«IP не связано с экономикой, санкциями, оно зависит от внутренней культуры общества. Это такой же экономически важный ресурс, как земля, нефть, редкоземельные металлы. Важно накапливать интеллектуальный капитал. Стимулировать авторов, легально обмениваться идеями и кооперироваться внутри страны. Именно по этому пути стоит двигаться дальше», – резюмирует Сергей Матвеев.
Источник.
Фото: РБК Антон Буценко.