Пойми, что сейчас
происходит в мире
Узнай, как сделать продукт
лучше и определи новизну
новой разработки
Убедись в
законности своих
действий
Оцени силу своего
портфеля
Получи инструмент
для принятия решений
Цель: анализ текущего уровня развития направления.
Результат: информация о тенденциях развития области разрабатываемого продукта (ведущих направлениях, патентообладателях, авторах и странах).
При исследовании уровня техники проводится поиск, требования к которому формируются в зависимости от потребностей. Так, например, в ходе такого исследования может быть рассмотрено определённое направление (фильтрация воздуха), либо более узкая подкатегория направления (электростатические фильтры) за интересующий интервал времени в зависимости от степени развития техники, который обычно составляет от 5 до 20 лет. Таким образом, исследование направлено на то, чтобы получить реальную прикладную информацию о текущем состоянии направления, в котором ведется разработка нового продукта и спрогнозировать его дальнейшее развитие.
Данное исследование является полезным инструментом для обоснования актуальности выбранного направления перед инвесторами, а также понимания того, в каком виде может быть запатентовано будущее техническое решение.
1. Обзор актуальности и разработанности той области, в которой в последующем могут быть проведены разработки.
При обзорном исследовании желательно ограничить объект исследования областью техники, состоящей из ряда направлений. Потребность в обзорных исследованиях зачастую проявляется на ранних этапах развития стартапа, так как это позволяет обосновать выбранное направление и определить его актуальность, что проще всего сделать путем сравнения темпов его развития с другими направлениями области техники.
Так, например, если вы решили начать разработки по созданию кожухотрубных теплообменников, то в качестве области техники лучшим вариантом будет рассмотрение всех теплообменных аппаратов, которая также будет включать направления пластинчатых, ребристых и иных аппаратов.
2. Определение того, как может быть запатентована разработка.
Потребность такого рода исследований наиболее ярко выражена в сфере IT-разработок, так как данная сфера является относительно молодой в патентном праве. Поэтому для определения способа и принципиальной возможности регистрации таких продуктов требует рассмотрения текущей патентной активности.
Такой подход позволит обнаружить схожие и/или смежные технические решения, на основании которых может быть определено то, в качестве какого объекта стоит запатентовать исследуемый продукт (например: способ, система, применение).
При проведении патентного поиска мы стараемся рассмотреть как можно больше информации, чтобы охватить объект исследования во всей полноте и получить наиболее полную и точную картину о текущем состоянии уровня техники.
На основании сводной таблицы мы начинаем построение визуализаций для понимания динамики патентной активности, ведущих направлений развития техники, стран, компаний, изобретателей. При построении визуализаций мы стараемся максимально упростить их восприятие, поэтому каждая из них сопровождается кратким комментарием относительно того, что на ней изображено и о чем могут сказать соответствующие максимумы и минимумы.
Также, при наличии такой потребности, мы рассматриваем в какой форме представлены технические решения и как именно они запатентованы. Это подразумевает рассмотрение формулы каждого документа, на основании которой может быть определен объект патентования (способ, устройство, система, вещество и т.д.) и объем его правовой охраны, а также статусы патентных документов (заявка это или выданный патент), на основании которых может быть сделан вывод о потенциальной патентоспособности технических решений подобного вида.
Затем мы формулируем выводы, в которых стараемся кратко описать текущее состояние уровня техники и указать на важные экстремумы в его развитии.
Отчет в «кастомизированной» форме.
Отчет в данной форме включает в себя следующую информацию:
выборка патентных документов;
визуализация результатов анализа с пояснениями о прикладной значимости данной информации;
выводы о ключевых факторах, определяющих тенденции развития.
выводы о потенциальной возможности получения патента на подобную разработку.
Выборка патентных документов также подкрепляется расширенным документом, содержащим рефераты всех обнаруженных патентных документов и ссылки на полнотекстовые документы.
Для понимания патентных документов достаточно изучить разработанную нами инструкцию по использованию базы данных, которая также прилагается к отчету.
Отчет по ГОСТ Р 15.011-96.
Обычно данная форма отчета имеет смысл только в тех случаях, когда патентное исследование необходимо предоставить государственным фондам, независимым инвесторам или инновационным центрам в соответствии с установленными договорными отношениями. Иными словами, такой отчет подходит для внешних целей, в остальных же случаях «кастомизированный» отчет позволяет получить всю необходимую информацию.
Цель: определение возможности патентования разрабатываемого продукта и вариантов усовершенствования конечного продукта.
Результат: патентная стратегия, отражающая наиболее эффективные способы патентования технического решения и информация о существующих улучшениях функциональных элементов продукта .
При оценке патентоспособности проводится поиск ближайших технических решений, имеющих аналогичное назначение, без ограничений по территориальному или временному признаку. Это обусловлено тем, что в России, как и во все мире, при патентовании требуется наличие мировой новизны технического решения, то есть созданное техническое решение не должно быть известно нигде в открытых источниках до того, как будет подана заявка на регистрацию патента.
Данное исследование является обязательным при патентовании, так как позволяет выявить все «подводные камни» и возможные препятствия, которые могут возникнуть в процессе регистрации.
При этом при проведении поиска также могут анализироваться не только те технические решения, которые относятся к области техники продукта, но также технические решения из других областей, что позволяет выявить неочевидные решения, которые могут обеспечить значительное конкурентное преимущество. Исследование для анализа улучшений является очень важным этапом разработки, так как оно позволяет использовать мировой опыт при создании нового продукта, тем самым значительно снижая временные и финансовые затраты на самостоятельную доработку продукта, а также исключая риск «изобретения велосипеда».
Пример. Была разработана новая конструкция кружки, содержащей съемную ручку, закрепленную при помощи соединения шип-паз. При этом стоит учитывать, что исполнение соединения является лишь частной формой реализации концепции, в то время как суть технического решения заключается в «съемности» ручки, что обеспечивается только благодаря разъемному соединению ручки с кружкой, независимо от его вида. Пример. Определив, что суть концепции кружки заключается в обеспечении ее съемной ручкой, закрепленной при помощи разъемного соединения, мы начинаем выявлять все возможные формы разъемного соединения для ручки, например, резьбовое, шип-паз, магнитное, в натяг, клик-система и другие. Такой подход позволяет оценить техническое решение в полной мере, получить четкое понимание того, как стоит выстроить стратегию патентования и по какому принципу составить формулу будущего патента, чтобы одновременно обеспечить максимальный объем правовой охраны и высокую вероятность получения патента. Отчет в «кастомизированной» форме. Включает следующие разделы: А также расширенную таблицу, в которой представлены все близкие к исследуемому технические решения, что позволяет обнаружить интересные для производства технические решения, а также создать понимание того, как развивается исследуемое направление. Отчет по ГОСТ Р 15.011-96. Включает ту же информацию, что и «кастомизировання» форма, однако в формализованном виде. Обычно данная форма отчета имеет смысл только в тех случаях, когда патентное исследование необходимо предоставить государственным фондам, независимым инвесторам или инновационным центрам в соответствии с установленными договорными отношениями. Иными словами, такой отчет подходит для внешних целей, в остальных же случаях «кастомизированный» отчет позволяет получить всю необходимую информацию.
Цель: выявление правовых рисков при выходе на рынок с новым продуктом.
Результат: информация о потенциальных и фактических препятствиях, связанных с нарушением исключительным прав третьих лиц, а также рекомендации по обеспечению возможности беспрепятственной реализации продукта на территории определенной страны.
При анализе патентной чистоты проводится патентный поиск по всем действующим на территории конкретной страны охранным документам, которые потенциально могут быть использованы в исследуемом продукте. Ограничения по территориальному признаку связаны с большими объемами информации, которые необходимо рассмотреть при проведении такого рода исследований, так как анализу подвергаются не только те охранные документы, в которых защищается схожее с исследуемым продуктом техническое решение, но и те, в которых, например, представлена одна деталь исследуемого продукта или способ его получения.
Данное исследование является обязательным при выходе на новые рынке и/или запуске нового продукта, так как оно позволяет выявить возможные препятствия, которые могут возникнут при реализации продукта и заблаговременно определить способы из обхода.
Основополагающим принципом данного этапа является «лучше больше», поэтому количество патентов, которые анализируются при данном исследовании зачастую превышает отметку в 1000 для каждой отдельно взятой страны, что обеспечивает высокую достоверность проведенного исследования. Очень часто специалисты считают, что данная работа не относится к исследованию, а является чем-то вроде дополнительной услуги, однако это один из важнейших этапов исследования, так как только в случае целостного восприятия существующих препятствий и возможных путей их преодоления может быть получено четкое понимание того, каковы реальные издержки при выходе на тот или иной рынок. Отчет в «кастомизированной» форме. Включает в себя следующую информацию: Результаты данного исследования в большинстве случаев оформляются в соответствии с ГОСТ Р 15.011-096, в котором отражены: В некоторых случаях дополнительно к отчету прилагается патентный формуляр, который содержит краткие выдержки из отчета, данный документ обычно требуется только в случаях, когда проведение исследования предусмотрено государственным контрактом.
Цель: определение эффективности патентного портфеля.
Результат: информация о сильных и слабых сторонах патентного портфеля компании.
При оценке (аудите) патентного портфеля проводится комплексный анализ патентов, при котором определяются такие показатели как:
Данное исследование полезно для компаний, которые планируют активно использовать свою интеллектуальную собственность для защиты своего технического решения, привлечения инвесторов, лицензирования или продажи, так как по его результатам можно четко понимать все возможные риски этих действий
Цель: определение вектора технологической стратегии.
Результат: карта рынка технологии, которая выступает инструментом для принятия управленческих решений касательно дальнейшего вектора развития компании.
Разработка патентного ландшафта представляет собой объемное исследование с глубокой проработкой полученных результатов, оно проводится для осуществления комплексного анализа технической области, в которой действует компания, за счёт обработки крупного массива патентной документации и применения передовых методов визуализации. Данное исследование может быть применено для поиска новых рынков, партнеров по разработкам, покупателей технического решения, выявления неочевидных пересечений технологий, а также получение множества других знаний, обеспечивающих более полное понимание ситуации на рынке и его возможное дальнейшее развитие.
Проведение такого исследования полезно для компаний, которые уже реализуют какую-либо продукцию на рынке, так как с его помощью руководитель может рассмотреть рынок технологии с учетом тех предпочтений к дальнейшему развитию, которые были сформированы в процессе становления компании.
«Что продавать?». Выявление значимых технологий модернизации элементов продукта, что обеспечит получение потребителем товара с наилучшими функционалом и качеством.
«Кому продавать?». Выбор рынков сбыта, для которых будет производиться продукт, ниши.
«Как продавать?». Определение ключевых характеристик продукта, на которые будет направлен акцент при разработке и реализации маркетинговой стратегии.
Так, выявив причинно-следственные связи и эффекты признаков определим, что продавать, определив области применения технических решений мы поймем, кому продавать, а определив цели, на достижение которых направлено решение, узнаем, как продавать.
Например, если компания занимается созданием материалов для фотоники, то наилучшим вариантом будет рассмотрение патентов, поданных с 2010 года, так как именно в этом году произошел значительный прорыв в получении графена, что дало толчок развитию данной области.
В качестве объекта исследования лучше всего ограничиться конкретным направлением в отрасли, в котором действует компания. То есть, в случае если компания производит вещества для очистки воды на основе солей алюминия, разумным будет исследовать вещества для очистки воды на основе металлов. Если компания занимается разработкой кожухотрубных конденсаторов, то стоит исследовать кожухотрубные теплообменники, а не все теплообменные аппараты в принципе.
Так, например, если наш объект — это вещества для очистки воды на основе металлов, мы можем выделить категории относительно того, какие конкретно металлы применяются и каким способом осуществляется очистка. А если объект — это кожухотрубные теплообменники, то мы сможем выделить в отдельные категории покрытия трубок, средства закрепления трубок в перегородках.
Количество дополнительных категорий ограничивается только предпочтениями компании.
На данном этапе мы также анализируем объект исследования и определяем «портрет объекта техники». В процессе определения портрета мы выделяем общие для объекта поиска признаки, после чего осуществляем сужение области различными инструментами, чтобы максимально исключить «шумы» в виде не относящихся к теме патентов, а также от «пустых» патентов, которые не содержат прикладной информации и раскрывают лишь облачные формы того, как может быть сделан продукт. После этого следует рассмотрение полученной выборки и отбор релевантных патентных документов для последующего анализа.
Каждый отобранный патентный документ подвергается глубокому анализу, осуществляется поиск той информации, которая позволит выявить его особенности и определить, к каким именно параметрам и категориям может быть отнесено техническое решение.
После определения конкретных параметров и категорий мы переходим к формализации информации об авторах, правообладателях, датах, странах, правовом статусе, членах патентной семьи и количестве цитирований патентных документов.
Очень трудно сразу понять, какие патенты следует посмотреть в первую очередь, а какие можно оставить напоследок, поэтому мы разработали специальную формулу, которая позволяет отсортировать базу найденных патентов по максимально объективным показателям.
На данном этапе мы выставляем соответствующие оценки по каждому показателю для каждого патента, после чего заносим определенные показатели в формулу, которая позволяет получить оценку от 0 до 1.
Мы определяем, как наиболее наглядно представить полученную информацию, определяем форму визуализации для каждого параметра/категории, разрабатываем вид и компоновку конечного дашборда. Здесь очень важно найти баланс между информативностью и нагруженностью дашборда, чтобы сделать процесс его изучения комфортным и простым.
Самое главное преимущество интерактивного дашборда заключается в том, что пользователь получает всю информацию о проведенных исследованиях, в то время как при рассмотрении классического патентного ландшафта может быть изучена только та информация, которую аналитик посчитал нужным представить.
Интерактивный дашборд позволяет кардинально изменить процесс восприятия, так как при помощи фильтров можно рассматривать различные срезы в зависимости от того, какие именно вопросы и/или направления наиболее интересны в данный момент. Пользователь сам выбираетто, что ему нужно и интересно.
Патентный ландшафт может быть изменен по основным параметрам, дополнительным категориям, странам и годам, поэтому каждый может применить его именно в той форме, в которой это необходимо, и получить максимум информации о рынке технологий.
один из семи государственных метрологических НИИ в системе Росстандарта
резидент «Сколково», производитель инновационного теплообменного оборудования для промышленных предприятий
резидент «Сколково», разработчик решений в области автоматизации управления информационной безопасностью