Цель этапа: предварительная оценка возможности патентования
Результат: коммерческое предложение
Получить патент на изобретение или полезную модель можно практически на любую «идею». Наша задача сделать так, чтобы патент не просто был получен, а реально мог быть использован для достижения конкретных целей и задач. В одних случаях целесообразно получение патента, в других, наоборот, выгоднее засекретить сведения о разработке и ввести на предприятии режим коммерческой тайны. Это зависит от:
-
имеющихся целей
-
особенностей объекта
-
особенностей «бизнес-модели»
Именно поэтому в самом начале нашего взаимодействия мы выясняем краткую информацию об объекте и целях получения патента, поскольку считаем важным рассказать о преимуществах и недостатках получения патентов на разные виды объектов в совокупности с целями. Так, например, способ, как объект патентования, при определённых обстоятельствах имеет недостаток, связанный с трудоемкостью отслеживания и сбора доказательств для подтверждения нарушения прав. Но при этом патентование нескольких объектов, объединённых одной идеей, одним из которых является способ, может оказаться весьма эффективным вариантом защиты интеллектуальных прав.
Цель этапа: провести поиск и разработать «беспроигрышный» план действий для получения патента на изобретение
Результат: отчет и план действий по регистрации патента
Конечный результат патентования сильно зависит от первоначальных целей, особенностей патентуемого решения и известных аналогов, этап патентного поиска призван обеспечить нас необходимой информацией для принятия правильного решения в отношении дальнейших действий и является наиболее важным этапом.
Если изначально не определить иерархию сущностей, поиск закончится на первой ступени с отрицательным заключением о патентоспособности, в ответ на что, как правило, заказчик предлагает уточняющие варианты (последующие ступени), в результате возникает необходимость проведения практически полностью нового поиска.
Этап разработки стратегии представляет собой процесс анализа того, что мы нашли на предыдущем этапе, и формирования решений о том, что делать дальше.
Что такое патентная стратегия
В целом этот термин может включать различные понятия: от стратегии использования и распоряжения правами на уже полученный патент до принципов организации процессов принятия решений о патентовании только будущих разработок. В нашем же случае под патентной стратегией мы будем понимать план действий по обеспечению правовой охраны одной разработки (или группы разработок, объединенных единым замыслом), учитывающий потребности и возможности будущего правообладателя.
Разработка патентной стратегии включает анализ следующих аспектов:
Цель этапа: оформить все необходимые документы для регистрации патента на изобретение или полезную модель
Результат: поданная в ФИПС заявка для регистрации патента на изобретение или полезную модель
Заявку на патент можно оформить самостоятельно либо прибегнуть к помощи профессионалов. Чтобы сохранить свои силы, эмоции и получить желаемый результат, есть смысл обратиться к тому, кто сможет оказать квалифицированную помощь.
Качество будущего патента на изобретение или полезную модель и комфорт в процессе его получения складываются из множества факторов. Мы считаем, что над заявкой должна работать специальным образом подобранная команда специалистов, чтобы клиент принимал минимальное участие в подготовке описания и чертежей к патенту, а сама заявка была подана в максимально сжатые сроки с минимальным количеством "баумажной" работы.
- Аналитик тщательно изучает аналоги и выносит свой вердикт, всячески пытаясь «зарезать» заявляемое техническое решение – он выполняет роль эксперта ФИПС и настроен «пессимистично»,
- Стратег стремится обеспечить максимальный объем правовой охраны, выходя за рамки реального, он настроен «оптимистично»,
- Патентовед, являясь специалистом в соответствующей или близкой технической области, «балансирует» между двумя крайностями, стараясь удовлетворить обоих,
- Делопроизводитель бдит за всеми формальными аспектами, грамматикой и документооборотом,
- Менеджер следит за установленными сроками и обеспечивает заказчика необходимой информацией. Все это невозможно сделать одному человеку.
-
Вы даете нам исходный материал всего один раз – перед патентным поиском. Далее мы тщательно готовимся и только после этого созваниваемся или приезжаем на встречу, задаем некоторые вопросы, делаем запись разговора и превращаем ее в текст. Хотя и созваниваться обычно приходится максимум один-два раза;
-
Мы работаем по отработанным бизнес-процессам, которые подразумевают первоначальное создание ядра и последовательное его наращивание. Через установленный срок вы получаете готовый текст описания патента на проверку, при этом обычно правки сводятся к добавлению некоторых мелочей или исправлению пары формулировок, не имеющих отношения к сути патента;
Мы готовим все чертежи, которые необходимы, по нашему мнению, для полного раскрытия технического решения, зачастую мы делаем 5-10 чертежей, вкладывая в них душу, а авторы нередко черпают из наших вариантов новые идеи для модернизации продукта;
Работа с нами по-настоящему позволяет сократить время на подачу заявки, а самое главное позволяет в дальнейшем рассчитывать на получение патента с широким объемом прав, который в действительности позволит предотвратить несанкционированное использование решения.
Цель этапа: контроль процесса регистрации патента его получения
Результат: зарегистрированный патент на изобретение или полезную модель
На этапе подачи заявки на патент понимать: чем более эффективный и серьезный патент будет заявлен на регистрацию, тем сложнее будет отстоять его, так как у экспертов может возникнуть большое количество вопросов, направленных на сужение итогового объема прав, что увеличивает сроки регистрации и создает дополнительные сложности, однако со всем можно справиться.
Бороться за объем прав - значит формировать весомые контраргументы на каждый довод эксперта, отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что необходимо, только в таком случае патент будет действенным. Для того чтобы составить такой ответ на запрос, нужно тщательно вникать в суть заявленного технического решения, а также в суть противопоставленных экспертом источников информации. Все это требует немало времени, поэтому многие патентные специалисты решают пойти по пути наименьшего сопротивления и согласиться с экспертом. Мы же всегда боремся за каждую поданную заявку, практически всегда добиваемся нужного результата и делаем это максимально быстро.
Цель этапа: у каждого своя
Результат: тот, к которому стремитесь
Часто случается, что обратившиеся к нам клиенты очень сильно хотят что-то запатентовать, однако сами не знают, зачем им это нужно. В таких случаях, нам иногда приходится отказываться от выполнения работ, поскольку если мы не знаем конечной цели нашего клиента, мы не можем предложить ему подходящую услугу, и иногда оказывается, что на самом деле патент ему не нужен.
Какими могут быть цели патентования и стратегии их реализации?
Запатентованное техническое решение реально должно использоваться в деятельности предприятия; Вознаграждение должно соответствовать среднерыночному, как правило, до 10% от объема продаж продукции, изготовленной с использованием запатентованного технического решения; Приобретение прав на использование патента не должно загонять предприятие в «минус», то есть не должно пагубно сказываться на ее общей деятельности.
Если вы будете руководствоваться данными принципами, ни у кого не возникнет никаких вопросов о правомерности ваших действий. Стоимость патентования для таких целей будет соизмерима со второй целью, однако дополнительно нужно будет учитывать затраты на оформление и регистрацию договоров и оценку стоимости лицензии, если она потребуется.
Мы с удовольствием ответим на все вопросы и поможем зарегистрировать патент для любых целей, а затем правильно организовать процесс его использования.