Организация процесса охраны результатов интеллектуальной деятельности на предприятии может стать сложной задачей для сотрудников, имеющих недостаточно опыта. В этом случае разработка патентной стратегии позволит получить четкий план действий при решении важных вопросов охраны ИС.

Патентная стратегия определяет принципы охраны интеллектуальных прав компании. Благодаря патентной стратегии специалисты отдела интеллектуальной собственности на предприятии имеют четкое руководство для обеспечения эффективной охраны результатов интеллектуальной деятельности. Как правило, патентная стратегия представляет собой локальный нормативный документ, регламентирующий порядок действий и критериев принятия решений относительно правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. Главная цель при разработке патентной стратегии - формирование патентного портфеля, способного обеспечить конкурентоспособность продукции и самого предприятия на рынке.

Оценка стоимости патента

Формирование патентного портфеля, как правило, происходит в рамках патентной стратегии, но патентная стратегия (как документ) присуща скорее крупным предприятиям. Поэтому в случае с малым или средним бизнесом, формирование патентного портфеля должно проходить под руководством консультанта, работающего в сфере интеллектуальной собственности. 

Разработка патентной стратегии для вашего бизнеса

Наша компания в рамках данного направления представляет Вашему вниманию два вида услуг:

    • Для крупного бизнеса - разработка патентной стратегии как документа, регламентирующего действия в отношении охраны объектов ИС.
    • Для малого и среднего бизнеса - разработка патентной стратегии как комплекса конкретных рекомендаций по формированию патентного портфеля (разработка индивидуальных пакетов услуг, преобретение которых позволяет получить значительные скидки).

Ответы на вопросы по патентной стратегии

Любая патентная стратегия должна отвечать на несколько основных вопросов:

  • Что и как охранять? Данный вопрос является самым распространенным и касается практически каждого заявителя. Он выражается в том, что у одного и того же технического решения может быть несколько различных вариантов охраны. Например, если было изобретено новое вещество, обладающее уникальными свойствами, то в патенте могут быть заявлены: само вещество, способ его получения, способ его использования, устройство для его получения или использования или группа некоторых из этих объектов. Также любое решение может быть оформлено в виде ноу-хау, которое имеет особые свойства. Перечень заявленных объектов будет обуславливать затраты на обеспечение охраны, эффективность охраны, а также возможность защиты исключительных прав в случае нарушения.
  • Где и когда охранять? Ответ на данный вопрос определяет территорию патентования. Так как не существует мирового патента, необходимо понимать, в каких зарубежных странах продукция будет иметь спрос и своевременно принимать решение о патентовании на данной территории. Важен тот факт, что зарубежное патентование возможно только лишь в течение 30 месяцев со дня подачи национальной заявки (при условии подачи международной заявки по процедуре РСТ), а стоимость патентования в различных странах может варьироваться от 2 до 15 тыс. долл. США. Поэтому неверное решение может быть весьма чреватым.
  • Для чего охранять? В зависимости от того, какие цели преследует предприятие при оформлении прав на объект интеллектуальной собственности могут изменяться и подходы к самому процессу получения прав. Например, если предприятие планирует использовать патент как конкурентное преимущество, дающее качественное или количественное улучшение на производстве, то к оформлению прав необходимо подойти с максимальной ответственностью. Если же патент оформляется для увеличения капитализации или для осуществления рекламной деятельности, важнее будет количество патентов, минимизация затрат и сроков. Также патенты могут быть использованы для защиты бизнеса от рейдерства (захвата) путем получения третьим лицом патента на изготовляемую Вами продукцию, используемый способ или товарный знак.

Наличие патентной стратегии на предприятии помогает значительно увеличить эффективность интеллектуальной собственности, снизить риски возникновения проблемных ситуаций и конфликтов, минимизировать затраты, определить приоритетные направления развития и сфокусироваться на достижении лидерства.

Интересное по теме:

Патентование (регистрация) товарного знака в РФ