Среди привычных нам видов товарных знаков, к котором относят словесные, изобразительные и комбинированные, есть и вполне нестандартные. Отечественная практика регистрация звуковых, цветовых, обонятельных, вкусовых и динамических товарных  знаков может похвастаться только единичными случаями.

Многие крупные российские компании идут в ногу со временем, регистрируя цветовые товарные знаки. Но целесообразность такой регистрации остается под вопросом.

Среди зарегистрированных на территории РФ цветовых товарных знаков есть, например,  такие:

  1. «Розовый цвет» в отношении препаратов для отбеливания принадлежит небезызвестному «Vanish».
  2. ПАО «Газпром» в 2016 году зарегистрировало синий цвет по целому списку различных видов товаров и услуг.
  3. «Зеленый цвет» в отношении банковских услуг в 2015 году зарегистрировало ПАО «Сбербанк».
  4. «Красный цвет» в отношении телекоммуникационных услуг в 2016 был зарегистрирован на имя  ПАО «МТС».

Для того чтобы зарегистрировать цветовой товарный знак, заявителю необходимо доказать наличие различительной способности его цвета. Если говорить проще, то заявитель предоставляет значительное количество материалов, которые доказывают, что потребитель однозначно ассоциирует цвет с конкретным производителем товаров и услуг в определенной сфере. Согласитесь, что зеленый цвет в отношении банковских услуг у любого гражданина нашей страны вызывает ассоциацию со «Сбербанком».

Однако именно здесь таится самая главная загвоздка таких товарных знаков.

При регистрации цветового товарного знака заявителем указывается конкретный оттенок, на который он намерен получить исключительные права. Указание оттенка значительно сужает объем прав. Так, например, если на рынке появится компания, оказывающая услуги в сфере телекоммуникаций и использующая в своем логотипе оттенок Pantone 185, то компании «МТС» будет очень непросто запрещать такой компании вести деятельность. По факту, получается, что компания-конкурент не будет использовать зарегистрированный компанией «МТС» товарный знак, а будет использовать собственный оттенок красного цвета.

Пока судебной практики по разрешению подобных споров нет. Но нетрудно предположить, что споры будут по-настоящему «горячими». А все из-за неизбежного субъективного восприятия цветов разными потребителями – одни хорошо различают цвета и ни за что не спутают два даже самых близких оттенка, другие плохо чувствуют отличие красного от зеленого. 

Стоит ли гнаться за модой и регистрировать цветовой товарный знак? Вероятно да, если Ваш бизнес дорос до масштаба «Сбербанка», «Газпрома» и других. В ином случае следует задуматься о более надежном инструменте защиты репутации, т.е. регистрировать словесные, изобразительные или комбинированные товарные знаки.