Патент – это документ, дающий его обладателю исключительное право эксплуатации собственного изобретения в тех или иных формах. Патентные исследования играют большую роль в сбыте нового продукта, делая его более конкурентоспособным и привлекательным для покупателя. Исходными данными, на основе которых осуществляются патентные исследования, являются патентная информация и другие сведения научно-технического характера, наиболее полные сведения о разработке данного продукта, оценка состояния и перспектив рынка. Давайте разберемся, что же такое патентные исследования.

В чем заключаются патентные исследования

Рыночная экономика влияет на специфику и общую направленность патентных исследований. Помимо оценки оптимальности созданного технического решения, акцент делается на анализ рынка сбыта, поскольку обеспечить новому товару конкурентоспособность не менее важно, чем придумать и изготовить его.

Патентные исследования требуются во многих ситуациях:

  • при разработке нового технического устройства;
  • при запуске производства новой продукции и выводе ее на рынок;
  • при планировании развития науки и техники;
  • для удовлетворения потребности в научно-технических прогнозах;
  • при принятии решений о необходимости экспорта какой-либо промышленной продукции;
  • в процессе патентования объектов промышленной собственности;
  • в области продажи и покупки лицензий.

Проведенное по установленному в законодательстве образцу патентное исследование состоит из следующих обязательных частей:

  • изучение технической стороны и уровня исполнения технических устройств, определение перспективы и направлений их развития;
  • анализ направлений деятельности изобретателей, присутствующих на рынке определенной продукции;
  • исследование сложившейся рыночной конъюнктуры по тому или иному продукту, потребностей покупателей, ситуации с патентами;
  • технико-экономическая оценка и аргументирование выбора тех или иных решений (как конструкторских и функциональных, так и дизайнерских), соответствующих требованиям к новым техническим продуктам;
  • поиск новых решений и их оценка с точки зрения патентоспособности (это необходимо для выяснения того, насколько целесообразна их правовая охрана и в каких странах следует их запатентовать);
  • проверка патентной чистоты новых технических продуктов на всех стадиях их создания;
  • оценка целесообразности принятия мер по продаже той или иной техники за рубежом, приобретение лицензий на нее, закупка необходимого оборудования и составных частей.

Проведение патентных исследований подчиняется ряду правил и норм, зафиксированных в пункте 6 ГОСТ 15.011-96 «Патентные исследования». Любой образец патентного исследования содержит в себе:

  • задание на организацию патентного исследования;
  • регламент поиска;
  • поиск, сбор и фильтрацию всех необходимых для исследования данных (научно-технических, экономических, маркетинговых);
  • интерпретацию и анализ этих сведений;
  • формулирование выводов и итогов патентного исследования в форме отчета.

Порядок выдачи патента

 

Как проводится патентное исследование (образец процедуры)

Любое патентное исследование начинается с разработки задания на его проведение.

Оно формулируется в соответствии с приложением к ГОСТу, упомянутому выше, и может касаться как работы в целом, так и некоторых ее этапов.

Задание на проведение патентного исследования должно включать в себя:

  • название темы, ее числовой шифр (номер);
  • актуальные задачи патентного исследования, возникшие по итогам анализа производственных и бизнес-процессов организации, ее целей и специфики работы;
  • краткое описание работ, составляемое исходя из поставленных перед исследованием задач;
  • исполнители работ (ответственные лица и подразделения компании, занимающиеся непосредственно данными видами работ);
  • сроки проведения патентного исследования в виде пошагового календарного плана, содержащего каждый из видов исследовательской деятельности, необходимой для решения поставленных задач;
  • формат предоставления отчетов о результатах патентного исследования (см. образец ниже).

Затем разрабатывают регламент поиска – план по сбору информации (рыночной, экономической, научной, конструкторской, патентной) в соответствующих фондах. Регламент в патентном исследовании содержит ряд требований и их обоснование, а также сведения о:

  • предмете поиска;
  • географической области поиска (странах);
  • источниках информации;
  • глубине (ретроспективности) поиска;
  • названиях баз данных (фондах), откуда предполагается черпать исходные данные.

В качестве предмета поиска в патентном исследовании могут выступать как отдельные детали, узлы, так и устройства целиком, а также технологии, методы работы, используемые химические соединения, конструкции и т. д. Предмет поиска зависит от:

  • вида объекта;
  • его отличительных особенностей, характеризующихся функциональной самостоятельностью;
  • функционально самостоятельных характеристик самого объекта и его ближайшего аналога (при наличии отличительных признаков, функционально несамостоятельных).

Предмет поиска в любом патентном исследовании должен формулироваться в терминах, принятых в системе классификации, которая будет использоваться для данного поиска.

Географическая область поиска должна охватывать государства с развитой промышленностью и лидирующие в данной отрасли. Конкретный перечень стран, разумеется, будет отличаться в зависимости от того, что именно исследуют и какие задачи предстоит решить. Например, проверка новизны технических решений обязательно должна охватывать фонды крупнейших европейских стран (Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии), США, Японии, Южной Кореи, России и Китая, плюс еще нескольких стран, где налажены процессы научно-технической разработки и производства интересующего нас вида техники.

При проведении экспертизы технических устройств на патентную чистоту необходимо охватить при поиске фонды тех государств, куда будет экспортироваться данный продукт (или осуществляться продажа лицензий). Это важно для того, чтобы избежать нарушений прав обладателей патентов в этих странах.

Источники данных, применяемые в поиске информации для патентного исследования, бывают разных типов: патентная и научно-техническая информация, сведения, относящиеся к конъюнктуре рынка, а также классификационные индексы. К общепринятым источникам относят:

  1. Международную патентную классификацию (МПК).
  2. Международную классификацию промышленных образцов (МПКО).
  3. Совместную патентную классификацию (СПК).
  4. Американскую патентную классификацию (АПК).
  5. Универсальную десятичную классификацию (УДК).

В зависимости от задач патентных исследований определяют ретроспективность, или глубину информационного поиска. Так, для выявления технического уровня и перспектив развития той или иной разновидности техники достаточно глубины поиска в 15 лет, а если речь идет об изучении новизны разработки, то необходима глубина от 50 лет.

Наименьшая глубина поиска предусмотрена для информации, касающейся экономической и рыночной конъюнктуры: всего 5 лет (поскольку ситуация на рынке меняется быстро, и нет смысла перерывать архивы за более длительный период). Глубина поиска для проверки патентной чистоты объекта различается в зависимости от законодательства страны, где будет продаваться и/или производиться продукт, однако для большинства стран ретроспектива составляет 20 лет.

Одна из самых долгих и трудоемких стадий патентного исследования – поиск и отбор информационных материалов.

Поиск материалов для патентных исследований бывает трех типов: предметный (или тематический), нумерационный и именной. Первый наиболее распространен.

Тематический поиск сведений для патентного исследования охватывает фонды описаний изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также официальные бюллетени по ним. При нем используются ключевые слова и классификации. Ключевые слова подбираются исходя из сути предмета поиска, после чего, путем их комбинирования, формируются различные ключевые запросы. Классификационные системы отличаются в зависимости от стран: для фондов Европы, России и Японии в этой роли выступает международная патентная классификация, для США – их национальная классификация.

Именной поиск обычно применяют на подготовительной стадии тематического поиска в изысканиях, нацеленных на исследование бизнеса конкурирующих компаний. Номера патентов и то, к каким разделам классификатора изобретений они принадлежат, узнают путем поиска по названию организаций и Ф. И. О. изобретателей.

Поиск по номеру патента бывает необходим при установлении тематики патентного документа и его актуального правового статуса.

Анализ отобранной документации сводится, в первую очередь, к систематизации. В исследованиях, выявляющих технический уровень и возможности развития технического устройства, собранные документы систематизируют по определенным категориям, к которым можно отнести, например, систематизацию по годам, характеристикам объекта, назначению, заявителям, странам и т. п.

Технический уровень того или иного объекта – это показатель достижения неких заданных экономических и технических параметров посредством применения инновационных научно-технических решений при его создании.

Как получить патент в России и заграницей: мифы и реальность

Когда речь идет о новом техническом решении, очень важна проверка его патентной чистоты. Это одно из ключевых понятий в патентном праве. Патентная чистота технического продукта (машины, устройства, инструмента, материала, вещества, технологического процесса) – это ситуация, когда на территории рассматриваемой страны на него в данный момент не распространяется действие никаких патентов. Но если хоть одна составная часть этого продукта или технологического процесса, осуществляемого им, уже запатентована, то он не может обладать патентной чистотой.

Патентная чистота не равна патентоспособности: если первый термин применяется непосредственно к конкретному объекту техники, то второй – только к техническому решению. Патентоспособность – это особая юридическая характеристика технического решения, достаточная для того, чтобы оно получило статус изобретения. Так, например, патентоспособным в качестве промышленного образца признается художественно-конструкторское решение, соответствующее критериям оригинальности и новизны, в то время как патентоспособным в качестве изобретения признается техническое решение, соответствующее критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости.

То есть патентная чистота дает право использовать продукт или технологию на территории отдельной страны, не нарушая уже существующих патентов на промышленные образцы, полезные модели и изобретения. Важно иметь в виду, что при наличии действующего патента на аналогичное изделие, например, в Германии или США, то же изделие вполне может обладать патентной чистотой в Индии или Японии. Помимо территориальной привязки, есть еще временная: если срок действия патента на какой-либо объект техники истек, то он перестает быть препятствием для производства и/или продажи.

Чтобы обеспечить разрабатываемому продукту патентную чистоту, нужно заботиться об этом с самого начала – с первых этапов его проектирования и производства, проводя определенную работу. Необходимо отслеживать все действующие патенты, каким-либо образом касающиеся данного объекта или отдельных его частей, технологических процессов и т. п. – то есть на протяжении всего процесса создания нового продукта осуществлять исследование патентной чистоты на интересующих рынках. В отношении выявленных патентов должны приниматься своевременные меры по их обходу или закупке, чтобы к моменту вывода продукции в серийное производство ее разработчик имел все необходимые права на это.

Патентное исследование – трудоемкий процесс, поэтому лучше довериться в этом вопросе профессионалам нашей компании «Царская привилегия».