В одной из предыдущих статей мы уже подробно рассказали о том, что такое «абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака» и как они влияют на судьбу товарного знака. 

Стоит учесть, что «требования» к товарному знаку не ограничиваются только «абсолютными основаниями». Есть еще одна куда более спорная и противоречивая группа «требований», которая называется «относительные основания для отказа в регистрации». Если говорить кратко, то «Относительные основания» гласят, что при определенных условиях регистрации товарного знака могут помешать иные:

  • товарные знаки;
  • обозначения, заявленные на регистрацию; 
  • фирменные наименования;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения;
  • объекты авторского права;
  • промышленные образцы.

Помешать в регистрации любой из этих объектов может лишь в том случае, если:

  1. Права на указанный объект возникли раньше, чем у вас.
  2. Объект и ваше название производят на потребителя сходное впечатление в целом.

Вся «соль» при анализе на наличие «относительных оснований» заключается в определении того, насколько ваше обозначение сходно со средствами индивидуализации третьих лиц, а также в установлении того, у кого право на тот или иной объект возникло ранее. 

Защита бренда от рейдерства: как не допустить кражу товарного знака

Как мы определяем степень сходства

Для того чтобы определить является ли какое-либо средство индивидуализации сходным или тождественным с вашим обозначением, необходимо провести анализ их сходства по звуку, смыслу, графике. Ниже приведены критерии, которые помогут определить степень сходства. Данные критерии были разработаны ФИПС для экспертов и специалистов в области интеллектуальной собственности.

Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:

  • наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
  • близость звуков, составляющих обозначения;
  • расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
  • наличие совпадающих слогов и их расположение;
  • число слогов в обозначениях;
  • место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
  • близость состава гласных;
  • близость состава согласных;
  • характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;

 Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:

  • общее зрительное впечатление;
  • вид шрифта;
  • графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
  • расположение букв по отношению друг к другу;
  • алфавит, буквами которого написано слово;
  • цвет или цветовое сочетание;

 Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков:

  • подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках);
  • совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
  • противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

С первого взгляда критерии кажутся весьма конкретными, но на практике с ними возникает немало проблем. Сколько должно быть совпадающих слогов, чтобы сделать вывод о том, что «обозначения сходны по звуку»? Насколько близкие тона должны быть использованы в логотипе, чтобы установить, что «обозначения сходны по графике»? и т.д.

К сожалению, более четких критериев не найти и не разработать, пожалуй, тоже. Именно по этой причине все критерии рассматриваются в отдельности, а вывод делается по их совокупности. Т.е. не обязательно должно выполняться сходство по звуку, смыслу и графике одновременно, иногда достаточно сходства по одному из параметров, чтобы ввести потребителя в заблуждение. Это говорит о том, что главное при определении сходства – сравнить общее впечатление, которое производит на потребителя то или иное обозначение. Если существует хоть один шанс, что потребитель по невнимательности перепутает два продукта между собой, то это признак того, что обозначения сходны до степени смешения. 

Кстати, критерий «совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение» вполне конкретен, и мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда приходится на основании именно этого критерия делать вывод о невозможности регистрации обозначения. Например, в случае зарегистрированного товарного знака DANGEROUS, скорее всего, товарный знак DANGER зарегистрировать не получится. Аналогичная ситуация с такими обозначениями, как СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЖДЬ и ВОЖДЬ.

Таким образом, главное при определении сходства – сравнить общее впечатление, которое производит на потребителя то или иное обозначение. Если существует хоть один шанс, что потребитель по невнимательности перепутает два продукта между собой, то это признак того, что обозначения сходны до степени смешения. 

Ниже представлены примеры сходных до степени смешения обозначений с указанием вида их сходства.