Зарегистрированный товарный знак действует в течение 10 лет с возможностью его продления неограниченное количество раз еще на 10 лет. При этом важно учесть, что правовая охрана предоставляется только тому обозначению, которое было заявлено на регистрацию и только в отношении тех товаров и услуг, которые были указаны в перечне заявки. Это означает следующее:

  1. После регистрации товарный знак следует использовать только в том виде, в котором он зарегистрирован. Со внесением любых изменений нужно быть максимально осторожными, иначе товарный знак можно изменить так, что он уже не будет попадать под охрану.
  2. Еще на момент регистрации нужно указать все виды товаров и услуг, которые актуальны для компании и производством которых планирует заняться в будущем. Внести изменения и расширить список этих товаров и услуг после подачи заявки уже не будет никакой возможности.

О том, как правильно следует составлять этот список и какие подводные камни существуют, мы расскажем в этой статье.

Представьте следующую ситуацию: компания, зарегистрировав товарный знак для производства мороженого, решает заняться новым направлением под тем же названием - производством хлебобулочных изделий, в этом случае для возможности защиты своих прав на товарный знак в отношении новой продукции она вынуждена регистрировать товарный знак заново. Чтобы избежать такой ситуации, следует заранее позаботиться о возможных актуальных направлениях деятельности.

По аналогии с ОКВЭД в сфере регистрации товарных знаков есть аналогичный классификатор – Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Документ содержит 45 классов, из которых с 1-34 отнесены к товарам, а остальные – к услугам.

Все классы представляют собой открытые перечни. Это означает, что если вы оказываете «нестандартные» услуги или производите такие товары и не находите нужных терминов в МКТУ, то не стоит отчаиваться. Нужно только выбрать класс, к которому логически можно отнести продукт.

Распределив все производимые виды товаров и услуг по классам, стоит учесть следующий момент: когда эксперт в ФИПС приступит к рассмотрению вашего товарного знака, он начнет проверять, насколько он похож с другими товарными знаками и ранее поданными заявками, которые зарегистрированы не только в отношении тех же видов товаров и услуг, но и в отношении однородных им.

Что такое однородные товары и услуги

Однородными считаются такие товары и услуги, которые относятся к одному виду, сделаны из одного и того же материала, являются сопутствующими друг другу, предназначены для использования по одному и тому же назначению, характеризуются одинаковыми сбытовыми условиями, ценовой категорией и пр.

Однородность – понятие в некотором смысле субъективное и потому можно получить запрос или даже отказ в регистрации товарного знака, если несерьезно подойти к вопросу о формировании классов. Так, например, судебной практике известен случай, когда «сухарики», находящиеся в 32 классе МКТУ, признали однородными «пиву», которое находится в 33 классе (предприниматель совершил попытку подачи заявки на регистрацию товарного знака «Балтика» в отношении сухариков), поскольку они являются товарами сопутствующими друг другу, продаются в магазине на одной или близко расположенных полках, а у потребителя может легко возникнуть мысль о том, что эти товары принадлежат одному изготовителю, если они будут маркированы сходными товарными знаками.

Получается, что, изучив все классы МКТУ, отметив актуальные, а затем и те, которые могут быть признаны однородными, вы значительно снижаете риск получения отказа в регистрации. Стоит учесть, что однородные товары и услуги могут находиться в совершенно разных классах.

Так если вы хотите зарегистрировать товарный знак для очков (09 класс), включите в свой перечень дополнительно услуги офтальмолога (44 класс). Ведь когда вы приходите в салон оптики, чтобы подобрать себе очки, вам всегда помогает выбрать соответствующие линзы и подходящую оправу именно офтальмолог. Если оказываете услуги по разработке программного обеспечения (42 класс), дополните перечень и программным обеспечением (09 класс).

Представим, что вы – интернет-магазин по продаже строительной техники «Гриззли. Изучаете МКТУ, определяете, что деятельность интернет-магазина относится к 35 классу МКТУ, и не ошибаетесь. Подаете заявку на регистрацию товарного знака с указанием 35 класса, а через некоторое время получаете запрос, где эксперт противопоставляет товарный знак «Гриззли», зарегистрированный по 42 классу в отношении услуг «реализация товаров».

Такое может произойти, если не знать, что перечень МКТУ часто подвергается редакции, а товары и услуги кочуют из одних классов в другие. Так и в нашей ситуации: в более ранней редакции продажи были отнесены к 42 классу, а в ныне действующей к 35.  Изменений за все время существования классификации было не так много, но все же они были.  Поэтому при выборе классов МКТУ нужно уделить внимание и тем, которые включали в себя ваши товары и услуги в более ранних редакциях.

Кстати, пример взаимосвязи 35 и 42 классов МКТУ встречается довольно часто. Поэтому, если соберетесь проверять свой товарный знак относительно услуг по продаже, включите в поисковый запрос и 42 класс тоже.

Словесный товарный знак: виды и порядок регистрации

Коротко о главном:

  1. Ответственно отнеситесь к составлению списка товаров и услуг: укажите все, чем занимаетесь сегодня и что будет актуально в будущем;
  2. Выбирайте классы МКТУ, включающие ваш продукт, а также содержащие однородные ему;
  3. Помните, что предыдущие редакции МКТУ имели различные составы классов, а значит «старые» товарные знаки могут быть зарегистрированы по иному классу, но по вашим же продуктам.

Классы МКТУ определяют объем принадлежащих вам прав аналогично формуле патента на изобретение или полезную модель. Количество этих классов и их полноту необходимо определить еще перед проведением проверки для эффективного использования поисковых запросов, чтобы найти все возможные основания для отказа, а уже затем принимать решение о сокращении классов или корректировке обозначения.