Нехватка информации о патентовании и охране интеллектуальной собственности может стать серьезной проблемой как для предпринимателей, чей бизнес строится на каком-либо изобретении, так и для ученых и конструкторов (которые могут быть обвинены в плагиате). Многие совершенно не понимают, зачем вообще нужен патент на изобретение, какие возможности он дает и от чего защищает. Внесем ясность в этот вопрос.

Просто и понятно о том, зачем нужен патент на изобретение

Древние изобретатели и инженеры, создававшие, например, песочные часы или колесо, не задумывались о своих правах на собственные изобретения. Их технические разработки быстро входили в массовое использование и применялись всеми и всюду, где изобретение могло облегчить людям жизнь. Однако рыночные отношения и усложнение технологий в корне изменили ситуацию: если изобретение можно усовершенствовать и продать дороже, то возникает конкуренция.

Изготовителю новой, продвинутой версии того же колеса (например, шипованного, подходящего для езды по зимним дорогам) хочется получить больший доход и увеличить число своих клиентов, а не делить рынок с конкурентами, которые решили использовать его идеи и наработки. Это вызывает потребность в защите исключительного права авторов на свои изобретения, что осуществляется посредством получения государственных патентов.

Патент на изобретение нужен для того, чтобы исключить все возможности применения защищаемой им технологии кем-либо, кроме правообладателя (без приобретения лицензии), в течение всего срока действия данного охранного документа. Патент – надежное средство монетизации результатов интеллектуального труда, позволяющее авторам изобретений получать доход от их промышленного использования.

Но при этом огромное количество изобретателей подают заявки на получение патентов для своих изобретений просто «для галочки», желая иметь у себя такой документ и внести свое имя в государственные реестры изобретений, но совершенно не рассматривая патент как бизнес-инструмент. Даже вариант извлечения прибыли из торговли лицензиями не приходит им в голову.

Поэтому, чтобы патент на изобретение не остался просто красивой бумажкой, а оказался действительно нужен и полезен в коммерческом плане, авторам изобретений необходимо разрабатывать собственные планы по управлению интеллектуальной собственностью. Создание таких стратегий начинается с анализа и выбора технологий защиты своего творческого продукта.

Стратегии по управлению интеллектуальной собственностью рассматривают изобретения в рамках всего их жизненного цикла: от возникновения идеи и создания первых рабочих прототипов до регистрации патента, введения технической разработки в промышленное производство и распоряжения правами на нее, включающее их защиту, передачу и продажу, оценку их стоимости, окончание срока их действия.

Получение патента – всего лишь один из возможных вариантов (есть и альтернативы, например, режим конфиденциальности для изобретения, при котором патент будет не нужен). Выбор конкретных инструментов управления интеллектуальной собственностью определяется, в первую очередь, целями компании. Например, для предприятий, создающих инновационные технологии в области ракетостроения, предпочтительнее установление режима конфиденциальности, поскольку раскрывать информацию о таких изобретениях нежелательно, а оформление патента предполагает именно этот путь. Ракетостроительные заводы представляют собой закрытые компании, и в случае копирования запатентованных чужих наработок невозможно будет проверить эти факты и принять какие-либо меры в их отношении.

Также существует режим открытых инноваций, обычно устанавливаемый для товаров, о которых необходимо в кратчайшие сроки проинформировать конечных пользователей, рекламируя свой товар таким образом. Поэтому информация о подобных изобретениях сразу публикуется во всех возможных открытых источниках. Это нужно для продукции, которую люди приобретают только после серьезных размышлений и тщательного сравнительного анализа. Производитель выдает полную информацию о своем товаре, заботясь о покупателях.

Это рискованно в том плане, что конкуренты тоже не дремлют и вполне могут взять перспективную технологию себе на вооружение, да еще и усовершенствовать ее. Но обычно это происходит лишь через какое-то время, за которое компания-изобретатель успевает получить свой доход, а потом ее последователи лишь расширяют рынок и формируют новую нишу для данного вида продукции. То есть, патент для подобных изобретений тоже не очень нужен.

Для выполнения аналитической работы, связанной с интеллектуальной собственностью, нужно обладать специальными знаниями, прежде всего маркетинговыми и юридическими. Большие фирмы имеют целые аналитические отделы, которые работают над стратегиями управления интеллектуальной собственностью, включая получение патентов на изобретения.

 

10 причин, объясняющих, зачем нужен патент на изобретение

Получение патента – процедура долгая и хлопотная как для изобретателей и патентных поверенных, так и для государственного патентного ведомства. Она начинается с предварительной проверки изобретения на новизну, составления и подачи заявки в Роспатент, после чего сотрудники ведомства ее принимают, подвергают формальной экспертизе и экспертизе по существу, в конечном итоге, принимают решение о регистрации изобретения или же отказе в ней. При положительном исходе правообладателю выдают патент, а также публикуют сведения об изобретении в государственных реестрах и бюллетене.

Патент нужен для того, чтобы обеспечить автору или владельцу изобретения следующие преимущества:

  1. Право монопольно применять техническое новшество в бизнесе, включая изготовление товаров, их продажу, экспорт и импорт в рамках закона.
  2. Защиту от тех же действий, производимых конкурентами (путем запрета на использование изобретения кем-либо, кроме его владельца).
  3. Извлечение прибыли из торговли исключительными правами на изобретение.
  4. Наращивание активов компании (интеллектуальная собственность является нематериальным активом, который может заметно повысить стоимость фирмы).
  5. Снижение налогового бремени (эту возможность дает пользование правами на интеллектуальную собственность).
  6. Укрепление репутации предприятия, создание ему имиджа передовой и инновационной компании, который помогает завоевать лояльность потребителей, привлечь инвесторов и контрагентов.
  7. Больше возможностей для получения заказов от государственных структур в процессе закупок (тендерные комиссии госпредприятий охотнее отдают заказы тем фирмам, которые грамотно распоряжаются своими инновациями и имеют патенты на свои разработки – такие компании считаются более надежными, конкурентоспособными и перспективными).
  8. В совместных предприятиях патенты на изобретения (вернее, исключительные права на них, измеренные в денежном эквиваленте) могут быть использованы как вклад в уставной капитал со стороны одного из партнеров, что увеличит его долю в бизнесе и даст ему больше возможностей участвовать в управлении компанией.
  9. Права владельца или автора изобретения получают официальное подтверждение и защищаются государственными инстанциями – судами, антимонопольной и таможенной службами, ППС, Роспатентом.
  10. В случае посягательств на изобретение со стороны конкурентов их можно будет привлечь к ответственности (от гражданско-правовой до административной и уголовной, в зависимости от тяжести нарушения).

Если вам нужен патент на изобретение, проведите проверку его патентоспособности

До того, как подавать заявку на регистрацию патента в ФИПС и разворачивать бизнес на основе своего изобретения, обязательно нужно проверить его на новизну, чтобы исключить вероятность судебных исков от других правообладателей (если вдруг окажется, что данная разработка была кем-то запатентована). Если основа изобретения уже кому-то принадлежит, можно купить лицензию на него и заниматься бизнесом на законных основаниях.

Пример из жизни: некий предприниматель хочет открыть фирму, оказывающую услуги лазерной гравировки по стеклу, и намерен брать изображения из Интернета, чтобы наносить их на предметы. Но эти изображения могут быть законодательно защищены, и их использование разрешается лишь при заключении договора с владельцем.

В науке и технике ситуация примерно такая же: гениальная, на первый взгляд, техническая идея может принести изобретателю не почет и деньги, а обвинения в плагиате и судебные иски. Поэтому проведение патентной разведки перед регистрацией своих прав на изобретение нужна, в первую очередь, самому автору (или владельцу технического новшества). Патентные базы содержат очень подробные и исчерпывающие – даже более чем в научных периодических изданиях – описания изобретений, полезных моделей и т. п. Кроме того, в этих базах есть масса информации о том, какими проектами сейчас занимаются различные исследовательские центры, какие новинки были недавно запатентованы.

Но бывает и так, что изобретение не имеет аналогов в мире и действительно абсолютно ново и оригинально. В этом случае автору нужно получать патент на такое изобретение как можно скорее, иначе ту же самую идею может использовать конкурент, а патентное ведомство отдаст предпочтение тому разработчику, чья заявка пришла раньше.

До того момента, когда на изобретение имеются все документы, регистрирующие его как объект ИС, оно официально не является инновацией, поскольку еще не проведена проверка всех баз подобных объектов и не доказана новизна и промышленная применимость технологии, метода или устройства. И эта ситуация может стать довольно печальной для разработчика: ведь он потратил на создание своего изобретения время, силы и средства, а законно воспользоваться им и отбить свои вложения не имеет возможности.

Молодым изобретателям, которые хотят стать высокооплачиваемыми и востребованными специалистами, нужно внимательно изучить всю информацию, касающуюся оформления патентов на изобретения. Создание и поддержка научно-технических площадок, делающих упор в первую очередь на ИС, входит в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., то есть на производителей новой продукции и тех, кто создает инновации. Поэтому авторам крайне важно иметь представление о возможностях использования их изобретений в бизнесе и четко понимать, когда и как нужно получать патенты на свои технические разработки.

Действительно ли нужен патент на изобретение либо это фикция защиты права?

Основная цель, для которой нужны патенты на изобретения в современном мире, – это продвижение научных и технических знаний путем привлечения инвестиций в производство новой продукции, разработку методов и устройств. Патенты, защищая изобретения от посягательств конкурентов, превращают технические инновации в выгодный и надежный объект для инвестирования.

По общепринятому мнению, получение патентов – удел крупных компаний, которые могут себе позволить дорогостоящие исследования, либо отдельных изобретателей, желающих получить инвестиции для открытия производства нового продукта и вывода его на рынок. Кроме того, некоторые предприятия продают лицензии на право применения своих изобретений другими компаниями либо конечными пользователями.

Но есть и противники патентной системы, призывающие к ее отмене. Основная цель их критики – крупные монополии, контролирующие немалые доли отдельных областей науки и техники за счет получения патентов на важные изобретения и, таким образом, лишающие общество свободного доступа к жизненно важным лекарствам, к ценной информации и перспективным научным разработкам. Кроме того, владельцы монополий на изобретения устанавливают тот уровень цен на конечные продукты, который им нужен, а это не всегда в интересах общества.

Более того, в некоторых технических отраслях патенты и владение ими – не двигатель экономического и технологического развития, а препятствие на их пути, блокирующее вывод прогрессивных инноваций на рынок. Изобретения ведь не образуются сами собой, а, как правило, являются плодом долгих кропотливых усилий работников той или иной компании. Если несколько разных фирм создают какую-либо новую технологию одновременно, то патент достается той из них, которая первой подала заявку, а развитие остальных при этом тормозится. Так случилось, например, с конкурентами Эдисона, изобретателя лампы накаливания в 1880 г., – другие изобретатели, работавшие над той же идеей, немного опоздали с получением патента и были в судебном порядке отстранены от производства ламп, поскольку монополия на этот вид продукции уже принадлежала Эдисону. Это несколько притормозило развитие инноваций в данной области.

На практике патенты не настолько сильно влияют на инновации. В ряде отраслей (их немного) цена вхождения на рынок столь велика, что создание барьеров для конкурентов оправдывает себя; в других отраслях ситуация иная. С одной стороны, из фактического положения дел, например, в фармацевтической промышленности США можно сделать выводы, что активные исследования и разработки в этой области обусловлены именно патентами (поскольку запатентованные технологии привлекательны для инвесторов). Однако ответы на вопросы о том, насколько патенты способствуют росту экономики в целом, повышают ли количество и качество изобретений и так ли они нужны отдельным изобретателям, вовсе не столь очевидны.

Кроме того, дискуссии вызывает и сложившаяся практика получения патентов. Далеко не каждое изобретение, заявка на регистрацию которого подается в Роспатент, получает охранный документ. По одним данным, отказ ожидает всего 3 % заявок, по другим – до 25 %. При этом в регистрации изобретений в области высоких технологий отказывают, как правило, чаще, чем в выдаче патентов на новые лекарственные препараты.

Если вы задались вопросом, зачем нужен патент на изобретение, значит, у вас возникла потребность в защите своих интеллектуальных прав. В этой ситуации лучше довериться профессионалам нашей компании «Царская привилегия».