Трудно переоценить, как много для предпринимателей значит бренд. Он позволяет выделиться среди конкурентов, запомниться, сформировать имидж и хорошую репутацию. Финансовое благополучие предприятия тоже сильно зависит от продуманного бренда. Следует отметить, что бренд – это явление, в понимании которого важны и психологические, и правовые вопросы. Такое положение вещей обуславливает особую специфику работы с документацией. Данная статья расскажет о том, что такое права на бренд и как их следует юридически правильно оформлять.
Что включают в себя права на бренд
Для начала разберемся с основными определениями. Что же такое бренд? Бренд – это некий объект, который способен обозначить бизнес и придать ему индивидуальный характер, узнаваемость, сформировать запоминающийся образ. Нельзя говорить о том, что речь идет только о логотипе. Могут быть оформлены права на бренд в форме звука, видеоряда и т. д., но чаще всего речь идет именно о комбинации слова и изображения.
Можно оформить права практически на любое обозначение, которое и станет брендом. Важно лишь, чтобы оно смогло ассоциироваться потребителями с конкретной организацией.
С юридической точки зрения нет такого понятия, как права на бренд. Законодательно предусмотрены средства индивидуализации, куда относятся: товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения, места происхождения товаров и фирменные наименования.
Дадим краткие определения этим понятиям:
Товарный знак и знак обслуживания – бренд, зарегистрированный в Федеральном институте промышленной собственности, являющийся средством индивидуализации услуги или товара.
Коммерческое обозначение – бренд, являющийся средством индивидуализации самой организации, как совокупности имущества. Следует отметить, что процедура регистрации коммерческого обозначения не предусмотрена в законодательстве, что значительно усложняет защиту прав на него.
Фирменное наименование – бренд, зарегистрированный в Федеральной налоговой службе, являющийся средством индивидуализации юридического лица.
Место происхождения товаров – обозначение, которое содержит наименование какого-либо географического объекта, включаемое в название товара для придания ему индивидуальности.
Относительно прав на доменные имена стоит сказать отдельно. Они не признаются официальным средством индивидуализации, но, по сути, часто выступают именно в качестве бренда. Например, примечательно, что работники Роспатента могут отказать в заявке на регистрацию интеллектуальной собственности, если обозначение, приводимое в заявке, напоминает то, что зарегистрировано в качестве доменного имени.
Как же лучше всего зарегистрировать права на бренд? Это несложно. Важно лишь придерживаться приведенных ниже рекомендаций. Но сначала следует разобраться с тем, как именно требуется зарегистрировать данные права. Наиболее популярны два варианта – в качестве фирменного наименования и в качестве товарного знака. Допускается совмещать обе процедуры.
Выбирая, каким образом будут зарегистрированы права на бренд, важно учесть следующее:
- Права на товарный знак могут быть зарегистрированы в отдельных странах, при этом охрана бренда предоставляется только на территории этих государств.
- Если сравнить эффективность оформления прав на бренд, то очевидно, что товарный знак четче ассоциируется у потребителей с товарами, услугами и конкретной организацией. Причина тут не в последнюю очередь кроется в разных требованиях при регистрации прав на бренд (фирменное наименование не проверяется на уникальность обозначения).
- Следует иметь в виду, что не всегда товарный знак или фирменное наименование являются предпочтительными вариантами для регистрации прав на бренд. У каждого вида услуг или товаров своя специфика. Необходимо ее учитывать, чтобы использовать преимущества различных средств защиты интеллектуальных прав.
- Маркировка «®» (R в окружности) может использоваться только в том случае, если права на бренд официально зарегистрированы. Если такая процедура не проведена, не стоит добавлять данный символ к товарному знаку, поскольку это является преступлением, исходя из второй части статьи 180 УК РФ.
- Права на бренд могут быть оспорены на основе самых разных причин. Например, не исключены ситуации, что какая-то фирма с похожим названием и товарным знаком определенное время (до приоритета товарного знака) действовала на территории вашей страны. В таком случае она имеет все права для того, чтобы потребовать и добиться аннулирования вашего товарного знака.
- Много решений для брендов уже кем-то реализованы. Это повышает сложность и ценность узнаваемых товарных знаков. В связи с этим не стоит пренебрегать процедурами предварительной проверки, чтобы не только стать узнаваемыми, но и обезопасить себя от претензий со стороны каких-либо правообладателей.
- Ответственность за нарушение прав на бренд (товарный знак) предусмотрена Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
Как приобрести права на бренд
Бренд можно рассматривать по-разному. Но чтобы говорить о правах на него более емко, стоит расширить определение данного термина до совокупности следующих элементов:
- фирменное наименование;
- название продукта;
- фирменные цвета;
- слоган;
- логотип.
При условии соблюдения общего стиля они призваны обеспечивать целостность зрительного и смыслового понимания образа предприятия и заказчиками, и партнерами. Полнота и продуманность образа дает значительные преимущества перед конкурентами.
Как же защитить полученный образ? Чем закрепляются авторские права на бренд? Необходим охранный документ – свидетельство. Если вы вознамерились зарегистрировать права на бренд, нужно соблюсти следующий алгоритм действий:
- Необходимо зарегистрироваться как частный предприниматель либо выступать от имени организации. Дело в том, что только юридические лица и индивидуальные предприниматели могут владеть правами на бренд.
- Чтобы оформить права на бренд, вовсе не обязательно, чтобы он был новым, только вчера появившимся. Вы вполне могли пользоваться им и ранее. Важнее другое – не применяется ли он какими-то другими лицами. В связи с этим первостепенное значение имеет то, как оперативно производится регистрация прав на бренд. Это позволяет опередить конкурентов и избежать спорных правовых вопросов.
- Если не удается самостоятельно сформировать какой-то удовлетворительный образ для бренда, можно не ломать себе голову и обратиться в организации, которые специализируются на подобных задачах. Множество специалистов, профессиональных художников, мастеров своего дела предоставляют услуги по созданию запоминающихся брендов. Обратитесь к ним, либо, если есть регулярная необходимость в подобных услугах, организуйте специальный отдел рекламы и наймите туда штатных работников.
- Всегда важно проверить, насколько уникален ваш бренд, чтобы избежать претензий по поводу нарушения чьих-либо прав. Для этого следует осуществить информационный поиск по базе товарных знаков, прошедших регистрацию. Так вы получите общее представление о том, насколько выделяетесь среди конкурентов, имеются ли похожие товарные знаки, какова стоимость пошлин за оформление прав на бренд.
- Очень хорошо, если вы способны самостоятельно провести информационный поиск с целью выявить похожие на ваш бренд товарные знаки. Но так получается далеко не у всех, ведь нужно время, чтобы разобраться. Для таких случаев предусмотрены специалисты, к которым всегда можно обратиться за помощью.
- Среди инстанций, с которыми предстоит взаимодействовать, следует особенно выделить Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Основная функция данной организации заключается в том, чтобы проверять заявки на соответствия требованиям и, при отсутствии нарушений, выдавать свидетельства. Обычно заявку отправляют по почте, уплачивая необходимую пошлину.
- Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) – это перечень из 45 категорий товаров и услуг, для которых возможна регистрация бренда. Эксперты Роспатента тщательно следят за тем, чтобы в заявках (в том числе и при регистрации права на бренд) были правильно указаны категории. Следует отметить, что чем больше их в заявке, тем большую защиту вы обеспечиваете регистрируемой интеллектуальной собственности.
- Примерно месяц требуется работникам Роспатента для того, чтобы рассмотреть поданную заявку на регистрацию прав на бренд. После этого на ваш почтовый адрес направляется уведомление, в котором указываются требования об исправлении ошибок или предоставления недостающих документов либо сообщается о решении принять заявку к рассмотрению. Примечательно, что уже с этого момента можно использовать данный бренд в своих целях, но права на него еще не являются на 100 % вашими.
- Регистрация прав на бренд – процедура кропотливая. Стоит учитывать, что она способна затянуться на полтора года. Конечно, встречаются примеры и более быстрой работы – от полугода. Но все зависит от того, какое на данный момент есть количество заявок, от особенностей ситуации и других факторов.
- Встречается, что некоторые предприниматели решают ускорить регистрацию прав на бренд. Для этого они подают еще одну заявку – по Мадридскому протоколу. В некоторых случаях это обоснованно, и тогда стоит задуматься о подобной процедуре. Если же среди ваших интересов нет выхода на зарубежные рынки, то нет смысла вкладывать силы в данную инициативу.
- Свидетельство о регистрации прав на бренд имеет собственный номер в реестре Роспатента. Оно будет действовать 10 лет с того момента, как подана заявка. Его разрешается продлевать неограниченное количество раз на аналогичный срок.
- До того как осуществлена регистрация права на бренд, важно произвести его комплексную проверку. В чем это заключается? В поиске по базе данных других брендов, товарных знаков, заявок на регистрацию, в которых могут содержаться обозначения, похожие на те, что вы собрались зарегистрировать. Как показывает практика, многие организации, предоставляющие услуги по проверке регистрации прав на бренд, часто ограничиваются поиском по товарным знакам, из-за чего периодически среди правообладателей возникают взаимные претензии.
- Следите за тем, чтобы регистрация прав на бренд не стала для вас пустой официальной процедурой. Желательно, а, скорее, даже необходимо, собирать доказательства того, что данный товарный знак вами действительно используется. Как же можно это подтвердить? Вырезками из статей, ссылками на материалы, договорами, рекламной печатной продукцией и многим другим. Если кто-либо нарушит ваши авторские права на бренд, вы сможете приложить все эти доказательства к своим показаниям, что повысит ваши шансы на возмещение ущерба.
- Недостаточно просто зарегистрировать права на бренд. Всегда есть риск, что найдутся лица, желающие предъявить вам претензию и оспорить права на использование товарного знака. Особенно опасность увеличивается тогда, когда бренд набирает известность и становится важным стратегическим элементом, способным привлекать потребителей. Только его комплексная проверка позволяет свести подобные потенциальные риски до минимума.
3 совета по регистрации права на бренд
- До того как осуществлена регистрация права на бренд, важно произвести его комплексную проверку. В чем это заключается? В поиске по базе данных других брендов, товарных знаков, заявок на регистрацию, в которых могут содержаться обозначения, похожие на те, что вы собрались зарегистрировать. Как показывает практика, многие организации, предоставляющие услуги по проверке регистрации прав на бренд, часто ограничиваются поиском по товарным знакам, из-за чего периодически среди правообладателей возникают взаимные претензии.
- Следите за тем, чтобы регистрация прав на бренд не стала для вас пустой официальной процедурой. Желательно, а, скорее, даже необходимо, собирать доказательства того, что данный товарный знак вами действительно используется. Как же можно это подтвердить? Вырезками из статей, ссылками на материалы, договорами, рекламной печатной продукцией и многим другим. Если кто-либо нарушит ваши авторские права на бренд, вы сможете приложить все эти доказательства к своим показаниям, что повысит ваши шансы на возмещение ущерба.
- Недостаточно просто зарегистрировать права на бренд. Всегда есть риск, что найдутся лица, желающие предъявить вам претензию и оспорить права на использование товарного знака. Особенно опасность увеличивается тогда, когда бренд набирает известность и становится важным стратегическим элементом, способным привлекать потребителей. Только его комплексная проверка позволяет свести подобные потенциальные риски до минимума.
При регистрации права на бренд лучше довериться профессионалам нашей компании «Царская привилегия». Получить бесплатную консультацию по вопросам патентования вы можете по телефону 8 (800) 222-90-53.
Комментарии ()