Приоритет товарного знака – основной аргумент в разбирательствах по заявкам на регистрацию похожих или абсолютно идентичных обозначений, призванных маркировать однородные товары. Кроме того, вопрос о праве приоритета товарного знака возникает при рассмотрении ситуаций незаконного использования этого средства индивидуализации.

Что такое приоритет товарного знака

Понятие «приоритет» происходит от английского «priority», которое переводится как старшинство, предшествование, предпочтение. В патентном праве понятие приоритета применяется к дате регистрации прав на товарный знак и означает преимущество, предпочтение того товарного знака, заявка на регистрацию которого была подана раньше остальных. Принимая решение о том, чей товарный знак зарегистрировать, эксперты Роспатента выберут наиболее ранний по времени.

Слово подобрано очень удачно и отражает не только факт хронологического предшествования, но и то, что фирма либо ИП, успевшие подать заявку на оформление товарного знака первыми, оказываются в привилегированном положении. Владеть товарным знаком могут только субъекты предпринимательской деятельности, поэтому и подавать заявку на регистрацию этого обозначения вправе только они (либо патентные поверенные, представляющие их интересы). Быть представителем компании может любое лицо, которому руководство предприятия выдало соответствующую доверенность.

Приоритет товарного знака – очень важный параметр для патентного ведомства, на основе которого оно принимает решение об удовлетворении заявки на регистрацию товарного знака или отказе в ней. При наличии нескольких заявок с похожими или одинаковыми товарными знаками предпочтение отдадут самому раннему (тому, заявка на который в ФИПС была подана первой) как обладающему приоритетом.

На приоритет товарного знака влияет день подачи заявки и правильность ее составления. Иными словами, если заявка не соответствует формальным требованиям, в ней не хватает документов и т. д., она не пройдет стадию формальной экспертизы, и на этом ее рассмотрение в Роспатенте закончится, а заявитель не получит права приоритета для своего товарного знака. Поэтому следует уделить внимание правилам оформления всех материалов в заявке и не допустить ошибок при ее подаче.

Конвенционный приоритет товарного знака и выставочный

  • Конвенционный приоритет товарного знака.

Для заявок, поданных в одном (или сразу нескольких) государствах, поддерживающих Парижскую конвенцию по защите промышленной собственности, даты их подачи учитываются при совершении аналогичной процедуры в ФИПС (в течение полугода с момента, когда была направлена международная заявка). Это называется конвенционным приоритетом товарного знака. Чтобы получить конвенционный приоритет на свой товарный знак, нужно не забыть указать сведения о международной заявке в пакете документов для ФИПС.

  • Выставочный приоритет товарного знака.

Если обозначение демонстрировалось широкой публике на экспонате, который участвовал в международной выставке, то оно обладает правом на выставочный приоритет. Условия предоставления выставочного приоритета товарному знаку следующие:

-     статус выставки – международная ли признанная международной (если не подтвердить статус достаточным количеством документов, ФИПС откажет в присвоении приоритета товарному знаку);

-     выставка проходит в стране-участнице Парижской конвенции;

-     заявка в Роспатент подается в пределах полугода с начала экспонирования продукта с товарным знаком;

-     выставочный приоритет указывается в заявке на товарный знак в ФИПС.

Как быть, когда дата приоритета товарного знака совпадает с приоритетом другой заявки

В очень редких случаях товарные знаки не только совпадают, но подаются на регистрацию одновременно. Статья 1496 Гражданского кодекса обязует Роспатент уведомлять обоих заявителей, претендующих на приоритет для своих товарных знаков, о сложившейся ситуации.

Дальше они уже сами договариваются о том, кто будет регистрировать на себя спорный товарный знак. Нужно успеть достичь соглашения за семь месяцев, в противном случае ФИПС отклонит заявки обеих сторон. О достигнутой договоренности предприниматели обязаны проинформировать ФИПС.

Приоритет товарного знака: после каких процедур он устанавливается

Приоритет товарного знака устанавливается в момент поступления заявочных материалов в ФИПС В процессе регистрации экспертов интересует наличие других зарегистрированных товарных знаков, названий предприятий, наименований мест производства продукции, коммерческих обозначений и т. п. объектов промышленной собственности, схожих или идентичных заявленному. Если обнаружатся обозначения, принадлежащие другим правообладателям и зарегистрированные раньше даты приоритета данного товарного знака, то патентный орган откажет в его регистрации.

Если товарный знак, на который запрашивается регистрация, совпадет с названием известного в России литературного, научного текста или произведения искусства либо с именем персонажа, либо будет являться цитатой из такого произведения, то зарегистрировать этот товарный знак можно будет лишь после разрешения правообладателя произведения. Но это касается только тех произведений, права на которые возникли до даты приоритета товарного знака. Такой же логики Роспатент придерживается при сходстве или совпадении регистрируемого товарного знака с именем знаменитой персоны, ее псевдонимом или факсимиле, а также с промышленным образцом, дата приоритета которых является более ранней, чем дата заявки по товарному знаку.

Приведем пример из судебной практики, касающийся приоритета товарных знаков. Японская фирма «Акаи Электрик Ко ЛТД» совместно с компанией «Феномен Эйджентс Лтд» направили в Палату по патентным спорам РФ возражение против предоставления правовой защиты в рамках территории России словесного товарного знака «AKAI» (свидетельство № 242303, заявка от 22 февраля 2002 года), которым владела гонконгская фирма «AkaiUniversalIndastriesLtd».

Им было отказано, после чего они решили обжаловать решение Палаты по патентным спорам от 28 мая 2006 года в московском Арбитражном суде, а затем – в Девятом арбитражном апелляционном суде и Федеральном арбитражном суде Московского округа, но и там получили отказы. Высший Арбитражный Суд РФ, куда они направили ходатайство о признании недействительными решения нижестоящих инстанций ввиду нарушения приоритета товарного знака, а их оппоненты – «AkaiUniversalIndastriesLtd» и Палата по патентным спорам – просьбу не менять эти решения, счел необходимым отменить данные судебные акты.

Выслушав доводы обеих сторон и выступления их представителей на заседании Верховного суда по этому делу, Президиум удовлетворил требования «Акаи Электрик Ко, Лтд» и «Феномен Эйджентс Лтд», признав неправомерным предоставление охраны товарному знаку «AKAI», квалифицировав это как нарушение статьи 7 Федерального закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и статьи 10 Парижской конвенции, согласно которым право приоритета данного товарного знака принадлежало «Акаи Электрик Ко, Лтд», наименование которой сходно со спорным товарным знаком. Президиум ВАС РФ также постановил, что Палата по патентным спорам обязана ликвидировать свидетельство № 242303 на товарный знак «AKAI» как нарушающий право приоритета товарного знака.

Как уже говорилось, приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Для товарных знаков законодательством РФ (статья 1491 Гражданского кодекса) определен срок действия длиной в 10 лет, и отсчитывается он тоже с момента подачи заявки. Нередки ситуации, когда уже при подаче заявки у ФИПС есть основания отказать в регистрации товарного знака, поскольку зарегистрировано похожее или аналогичное обозначение, которое обладает приоритетом. Однако у этого обозначения через какое-то время может закончиться срок правовой охраны вместе с приоритетом, и если его не продлить, то ФИПС вправе зарегистрировать похожий товарный знак.

Например, итальянская фирма «TOBACCO`SIMEXS.P.A.» выдвинула 10 мая 2011 года возражение против отказа Роспатента в регистрации товарного знака (под № 1003514 международной регистрации) как не соответствующий нормам пункта 6 (2) статьи 1483 Гражданского кодекса. Данный товарный знак оказался сходим до степени смешения с товарным знаков, № 746512 по международной регистрации, принадлежавший иному правообладателю и имевший более ранний приоритет.

Это послужило основанием для отказа в регистрации итальянского товарного знака для товаров, соответствующих 10 классу МКТУ. Но Коллегия Палаты по патентным спорам обнаружила, что срок действия товарного знака № 746512 по международной регистрации уже закончился на день принятия возражения (а именно, 20 июня 2011 года), поэтому товарный знак компании «TOBACCO`SIMEXS.P.A.» может быть зарегистрирован. В итоге, на этот товарный знак было выдано свидетельство о регистрации в РФ № 1003514 для товаров требуемого класса МКТУ.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что для успешного предоставления правовой защиты товарному знаку в РФ очень важна дата его приоритета.

Поэтому самостоятельная подготовка пакета документов оказывается сложной задачей для владельца товарного знака. Даже небольшие ошибки могут привести к потере приоритета товарного знака и последующего отказа в регистрации прав на него. Чтобы избежать этого, желательно обратиться к профессионалам, таким, какими являются сотрудники нашей компании «Царская привилегия». Получить бесплатную консультацию по вопросам патентования вы можете по телефону 8 (800) 222-90-53.

Также вы можете обратиться в головной офис нашей компании в г. Екатеринбурге или в представительства в г. Москве.