Практически у любого предприятия существуют свои секреты производства, которые они тщательно оберегают от конкурентов. Регистрация ноу-хау выступает гарантом сохранности информации и недопустимости использования ее иными производителями, если только такое использование не санкционировано самим правообладателем.
Каким образом возможна регистрация ноу-хау в России
Понятие «ноу-хау» пришло из-за границы, но прочно закрепилось в нашем законодательстве и деловом обороте. Этому термину посвящена статья 1465 Гражданского кодекса РФ. В правовом поле ноу-хау стало юридической калькой для отечественного понятия «секрет производства». Тем не менее «know how» (знать как) прочно закрепился и в нашей стране.
Чаще всего секретом производства становятся какие-то инновации, разработки, технологии и даже идеи, которые могут представлять коммерческий интерес. Всем известно, что ноу-хау выделяет предприятие среди множества других только по причине своей неизвестности и ограниченности использования. Из-за уникальности применения какой-то технологии, методики изготовления продукции организация обретает конкурентное преимущество.
В наше время широко используются следующие варианты ноу-хау:
- собственно, секрет производства, уникальная технология, непривычная конструкция;
- опытные образцы, оборудование и отдельные детали, приспособления, элементы производства, не зарегистрированные в установленном порядке правообладателем;
- техническая, конструкторская документация (лабораторные исследования, расчеты, графические построения, планы и новые формулы);
- научно-исследовательские работы, сведения об изученных материалах;
- обучающие программы для работников;
- инструкции к уникальному оборудованию, включающие в себя сведения о секретных способах его использования или разработке и изготовлении;
- опыт производства, технологические описания;
- уникальный управленческий опыт, технические рекомендации, дизайнерские разработки и прочие достижения;
Знаете ли вы, как бережно охраняется секрет изготовления самого популярного газированного напитка в мире? Ученые уже давно доказали серьезный вред для здоровья, причиняемый кока-колой, но этот напиток на протяжении длительного времени остается любимым миллионами. С его помощью даже научились успешно очищать сантехническое оборудование, но повторить формулу его создания пока не удалось никому. А все потому, что с 1886 г. она хранится в строжайшей секретности. По правилам компании только совет директоров может принять решение о необходимости открытия той банковской ячейки, в которой хранится формула напитка. Но до сих пор этого еще не произошло.
А известная на весь мир американская компания по производству сухих завтраков и полуфабрикатов Kellog не разрешает даже посещение производственных площадей. Ранее предприятие даже приглашало любопытствующих на экскурсии, но с 1986 г. решила скрыть свое высокопроизводительное оборудование по обработке злаковых продуктов от посторонних глаз. Ведь среди посетителей экскурсий было немало желающих поживиться посредством промышленного шпионажа.
Регистрация ноу-хау необходима производителю, чтобы максимального ограничить использование полученных им сведений третьими лицами в целях извлечения коммерческой прибыли и получения конкурентного преимущества. Как известно, тот, кто обладает уникальными методами и технологиями, идет на несколько шагов впереди своих коллег в отрасли.
Регистрация ноу-хау нужна, прежде всего, для лидирования в своем секторе экономики.
Но понятие «регистрация ноу-хау» не имеет ничего общего с регистрацией патента на изобретение или с процедурой регистрации права собственности. Грубо говоря, этим термином обозначается всего лишь запись секретной информации на какой-либо вид носителя и помещение данного носителя под строгую охрану.
К плюсам регистрации ноу-хау относят следующие факторы:
- после регистрации ноу-хау информация подпадает под режим коммерческой тайны;
- сама процедура осуществляется крайне быстро, в то время как для придания правовой охраны патентам требуется огромное количество времени – от года до нескольких лет;
- охрана ноу-хау не имеет временных границ;
- отчуждение ноу-хау, равно как и выдача лицензий на использование, не нуждается в отдельной регистрации в патентном органе;
- защита ноу-хау производится в заявительном порядке и не требует доказывания патентоспособности;
- невысокая стоимость услуги;
Минусы регистрации ноу-хау:
- ноу-хау перестает иметь характер уникальности, если информация становится доступной третьим лицам;
- охрана ноу-хау без соблюдения режима коммерческой тайны невозможна;
Про патентование интеллектуальной собственности простыми словами
Регистрация секрета производства (ноу-хау) самим правообладателем
Как производится регистрация секрета производства, подробно установлено в статье 1465 Гражданского кодекса. Все, что нужно для придания государственной охраны вашей разработке, это придерживаться требований, описанных в данной статье.
Таким образом, чтобы узаконить ноу-хау на вашем предприятии вам следует:
- оценить, какой круг информации будет составлять пакет данных, объединенный под грифом «секрет производства». Вся информация, относящая к ноу-хау, должна соответствовать статье 1465 Гражданского кодекса;
- защитить объединенную информацию режимом коммерческой тайны;
- запретить доступ к коммерческой тайне посторонним лицам;
- Режим коммерческой тайны вводится в соответствии с локальными нормативными актами (положениями, регламентами, инструкциями, порядками соблюдения секретности коммерчески значимой информации), а также в соответствии с Федеральным законом № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Статья 10 Закона гласит, что ввести режим коммерческой тайны, значит:
- выделить информацию, которая нуждается в защите от раскрытия третьим лицам;
- установить особый порядок допуска к такой информации, а также правила работы с секретными сведениями, назначить сотрудников, ответственных за соблюдение такого порядка;
- организовать учет лиц, получивших разрешение на работу с коммерческой тайной;
- всячески контролировать процессы, требующие вовлечения коммерчески значимой информации, в которых обычно участвуют некоторые работники в силу своих должностных обязанностей или условий гражданско-правовых договоров;
- промаркировать носители коммерческой тайны соответствующей надписью, предостерегающей от несанкционированного доступа;
Несмотря на существование специального закона, посвященного организации работы с конфиденциальной информацией на предприятии, во исполнение данного закона внутри организации должны быть разработаны и внедрены:
- положение о коммерческой тайне;
- приказ о создании в организации режима конфиденциальности;
- журнал регистрации работников, получивших доступ к секретной информации;
- порядок взаимодействия с информацией, признанной конфиденциальной;
- соответствующие поправки и оговорки в трудовые и гражданско-правовые договоры отдельных сотрудников;
Это примерный перечень, которого обычно рекомендуют придерживаться хозяйствующим субъектам. Но у каждой организации есть свобода выбора, в какой форме она будет защищать свою коммерческую тайну. Некоторые пункты, которые нуждаются в урегулировании в рамках обращения с конфиденциальной информацией, могут быть упорядочены в отдельных локальных актах или объединены в одном положении.
Не забудьте предупредить лиц, которые получат доступ к секретной информации, об ответственности за ее разглашение и передачу, а также за предоставление доступа к ней посторонним лицам. Они должны расписаться в соответствующих документах в подтверждение того, что были предупреждены.
Получение патента на изобретение
Какие возможности перед правообладателем открывает регистрация ноу-хау
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.
Отчуждение ноу-хау может происходить на платной и бесплатной основе. Самыми распространенными формами отчуждения являются:
-
заключение договора об отчуждении (уступке) исключительного права на секрет производства;
Эта процедура подразумевает достижение соглашения между двумя сторонами, в соответствии с которым обладатель ноу-хау передает свое исключительное право лицу, которое намерено это право принять в полном объеме.
-
заключение лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства;
Также двустороннее соглашение, в котором лицензиар передает право использовать секрет производства конкретному лицу в определенных договором рамках и в течение оговоренного времени.
Если соглашение не содержит указания на конкретный срок использования лицензии, то он все равно считается ограниченным во времени. И любая сторона договора – будь то лицензиар или лицензиат – могут прервать его действие с обязательным предупреждением не менее чем за полгода до предполагаемой даты.
Кто может оказать помощь в регистрации ноу-хау
Все действия, связанные с регистрацией ноу-хау и дальнейшим его использованием, вплоть до отчуждения, подразумевают соблюдение многочисленных норм и правил, знать и помнить которые трудно человеку, сталкивающемуся с этой сферой лишь эпизодически и в силу необходимости. Чаще всего предприниматели прибегают к помощи подготовленных специалистов. Едва ли учесть и должным образом зафиксировать в договоре все нюансы правоотношений в области ноу-хау может неподготовленный человек. Да и обеспечить эффективные меры юридической защиты такой информации будет совсем непросто. Чтобы добиться качественного решения сложных и ответственных вопросов, потребуется глубокое знание действующего гражданского и антимонопольного законодательства и практики его применения.
Если вы не желаете слишком углубляться в этот вопрос или же хотите получить идеальный результат сразу, не совершая ошибок, то стоит довериться профессионалам. Вы можете воспользоваться услугами фирмы «Царская привилегия», обладающей богатым юридическим опытом. Специалисты будут контролировать весь процесс оформления документации с первых дней обращения до получения лицензии на использование.
Комментарии ()