По мере усиления глобализации растет конкуренция в различных сегментах мирового рынка. Чем шире предложение и активнее борьба за покупателя, тем большее значение обретают различные виды средств индивидуализации – как товаров и услуг, так и производителей. Средства индивидуализации и законодательные механизмы их защиты обеспечивают здоровую рыночную конкуренцию и повышение качества продукции.
Понятие и виды средств индивидуализации, их классификация
Под средствами индивидуализации понимаются обозначения, при помощи которых коммерческие фирмы и результаты их жизнедеятельности – товары, услуги или работы – идентифицируются среди множества других подобных объектов, приобретают уникальность. Однако в ГК РФ четкое определение средств индивидуализации отсутствует, перечислены лишь характеристики отдельных видов.
Все средства индивидуализации имеют общую особенность: их применение ограничено коммерческим оборотом. В связи с этим обладателями исключительных прав на любые виды средств индивидуализации не могут быть граждане, не осуществляющие коммерческую деятельность. За исключением правообладателей товарных знаков: с июля 2023 года физические лица будут иметь возможность зарегистрировать товарный знак на себя. До этой даты правообладателем товарного знака может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
По условиям, на которых средствам индивидуализации предоставляется юридическая защита, все виды промышленной собственности делятся на две основные категории: подлежащие обязательной регистрации в государственных органах и не подлежащие такой регистрации. Примером первого вида является товарный знак, а второго - коммерческое обозначение, для которого допустимо использование без регистрации.
Виды средств индивидуализации и их ключевые характеристики
В коммерции чрезвычайно важна идентификация товаров, услуг и работ, но не менее значимо, чтобы потребитель различал производителей продукции и знал названия фирм, предлагающих товары и услуги, в которых он нуждается. Законодательство РФ выделяет четыре основных вида средств индивидуализации в зависимости от объекта, которому они присвоены:
Фирменное наименование
Этот вид средств индивидуализации предназначен для обозначения юридических лиц, а конкретно – коммерческих фирм (то есть тех, чья деятельность направлена на извлечение прибыли). Фирменное название состоит из организационно-правовой формы и непосредственно названия и может быть полным или сокращенным (Общество с ограниченной ответственностью “Ромашка и Василек” - ООО “РиВ”).
К данному виду средств индивидуализации предъявляются специфические требования. Так, например, статьей 73 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» запрещено использование слов «кредитная организация», «банк» тем субъектам, которые не обладают лицензией Центробанка РФ на проведение банковских операций. Это условие было введено для того, чтобы не допускать, в том или ином виде, введение потребителей в заблуждение.
Кроме того, фирменное название предприятия не может содержать:
- названий стран (целиком или в сокращенных вариантах) и слов, производных от них; наименований и аббревиатур государственных органов (как федеральных, так и региональных и местных);
- названий и аббревиатур официальных международных объединений, ассоциаций, межправительственных организаций;
- обозначений, соответствующих названиям общественных организаций;
- любых слов и словосочетаний, противоречащих принципам гуманизма и нравственности, нарушающих общественные интересы.
Однако по первому пункту есть исключение: если речь идет об унитарном государственном предприятии, его название может включать слова «Россия», «РФ», «российский» и т. п., в том числе названия субъектов федерации. Другие юридические лица могут зарегистрировать наименование с этими словами, только если получат разрешение на это в установленном Правительством РФ порядке.
Фирменные наименования существуют только в словесной форме. При регистрации компании ее фирменное название вносится в ЕГРЮЛ, где с ним могут ознакомиться все желающие.
Коммерческое обозначение
Этот вид средств индивидуализации также используется коммерческими предприятиями. Коммерческое обозначение не нуждается в отдельной регистрации и охраняется по умолчанию. Одна компания может иметь только одно коммерческое обозначение, при этом одно коммерческое обозначение можно использовать для индивидуализации нескольких фирм.
От фирменного названия коммерческое обозначение отличается несколькими пунктами. Во-первых, функционально: если название предприятия применяется в документообороте с контрагентами, то коммерческое обозначение ориентировано на конечных потребителей. Во-вторых, коммерческое обозначение может быть представлено не только в словесной форме, но также и в графической. В-третьих, коммерческие обозначения могут отчуждаться и переходить в собственность других лиц, причем – и это уже четвертое отличие – обладать коммерческим обозначением могут, в том числе, и ИП.
Однако исключительное право на коммерческое обозначение возникает только при наличии ряда условий, одним из которых является владение имущественным комплексом (недвижимостью), а также размещение вывески для целей индивидуализации этого имущественного комплекса. Соответственно у компании или ИП, ведущей свою деятельность, например, только онлайн, не может быть коммерческого обозначения.
Оба этих вида средств индивидуализации имеют неограниченные сроки действия. Если возникает конфликт по поводу прав на название фирмы или коммерческого обозначения, то его разрешают по хронологическому принципу: средство индивидуализации достается тому, кто раньше получил исключительное право на него.
Этот вид средств индивидуализации используется для обозначения принадлежности того или иного товара определенному производителю и отделения его от аналогичной продукции других фирм. Например, Ferrari, Intel, Fazer. Товарный знак может иметь словесную, графическую, объемную, звуковую и иные формы.
Это средство индивидуализации может существовать в виде:
- слов, в том числе выдуманных, словосочетаний и буквосочетаний, собственных имен и целых фраз;
- изображений, как абстрактных фигур, линий и пятен, так и вполне конкретных узнаваемых объектов – живых существ, вещей, пейзажей и т. д.;
- любых цветов и их комбинаций (сама по себе цветовая схема может быть зарегистрирована как товарный знак при определенных условиях);
- трехмерных объектов, как одного, так и их сочетания (обычно в качестве товарных знаков этого вида регистрируют упаковки товаров);
Товарные знаки используют для выделения своей продукции или услуг на рынке. Важная особенность этого вида средств индивидуализации – обязательная регистрация в Роспатенте. Только после этого на товарный знак появляются исключительные права. И Вы можете не только самостоятельно его использовать, но и запрещать использование другим лицам.
Исключительное право на товарный знак как инструмент ведения бизнеса
Наименование места происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ)
Данный вид средств индивидуализации представляет собой наименование географического объекта, который приобрел известность за счет использования для идентификации особенного и уникального (ввиду особенностей производства или по иным причинам) товара.
Географическим указанием или наименованием места происхождения товара является наименование товара, который производится в определенной местности. Например, Ессентуки, тульский пряник, адыгейский сыр, алтайский мед.
Главное отличие географического указания от НМПТ - упрощенная регистрация и требования. Для географического указания необходимо, чтобы хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществлялась на указанной территории. Для соблюдения НМПТ же необходимо, чтобы все стадии производства осуществлялись на определенной территории.
Важно, в НМПТ или ГУ всегда присутствует наименование какого-либо географического объекта. Даже если потребители ассоциируют товар с определенной территорией, но это название вымышленное, это не будет считаться географическим указанием или наименованием места происхождения товара, потому что определенное качество, репутация или другие характеристики должны быть в значительной степени связаны с географическим происхождением товара (его характеристиками).
НМПТ и ГУ обладают следующими признаками:
- Включают название географического объекта. Это может быть название государства, населенного пункта, местности, региона и т. п. в полной или сокращенной форме, быть как официальным, так и неофициальным. Допустимо брать в качестве НМТП исторические названия местностей, главное, чтобы их границы были четко установлены.
- Имеют связь с географическим объектом. Важна не сама по себе известность географической области, а наличие связи между территорией и продукцией, то есть уникальные свойства товара должны быть связаны с географическими, природными, климатическими и другими особенностями места его изготовления (как, например, минеральные воды или вина из различных сортов винограда, выращиваемых только в данной области) либо с человеческим фактором («Вологодское кружево»).
В отличие от товарного знака, НМПТ и ГУ привязаны к региону и ими могут обладать несколько юридических лиц, расположенных в рамках одного географического региона. Роспатент не только регистрирует новые НМПТ и ГУ, но и предоставляет исключительные права на них третьим лицам, помимо первого правообладателя.
Фактически существует еще один вид средств индивидуализации, используемый весьма активно: доменные имена. Однако в нормативно-правовых актах РФ он не указан, хотя потребность в законодательном регулировании практики использования доменных имен назрела давно. Обычно доменное имя защищают, зарегистрировав на него товарный знак.
Регистрация юридического лица: один лайфхак для дальновидных предпринимателей
Нарушение прав на средства индивидуализации товаров и их производителей
Основания для возникновения исключительного права на средства индивидуализации того или иного вида различаются. Так, право на фирменное наименование появляется при регистрации юридического лица, а вот товарные знаки, НМПТ и ГУ, будучи объектами промышленной собственности, требуют специальной регистрации в патентном ведомстве. Возникновение исключительного права на коммерческое обозначение возможно только в случае, когда оно стало известным и узнаваемым на какой-либо территории.
Исключительное право на средство индивидуализации любого вида состоит из двух правомочий: на собственное использование обозначения в рамках, определяемых законом, и на наложение запрета использования остальным лицам. Для коммерческих обозначений и товарных знаков добавляется третье правомочие – возможность распоряжаться ими.
Правообладатель средства индивидуализации может применять его следующими способами: помещать на самих товарах и в документации к ним, на упаковках и таре, использовать в рекламных материалах в том или ином виде. Что конкретно делать с тем или иным средством индивидуализации, решает его владелец, ориентируясь на маркетинговые возможности обозначения и свои цели.
Однако если любое другие лицо, которое не является правообладателем или лицензиатом, использует средство индивидуализации в коммерческой деятельности, это квалифицируется как нарушение исключительного права. Например, размещая охраняемое НМПТ на упаковке продукта, который на самом деле изготавливается в другой точке земного шара, его производитель нарушает закон. Однако то же самое средство индивидуализации может упоминаться в кулинарной книге, и это уже не будет являться нарушением.
Если исключительное право на средство индивидуализации было нарушено, то его защиту можно осуществлять по-разному: в претензионном, административном порядке или через суд. Защита прав на промышленную собственность в административном порядке – прерогатива Роспатента и антимонопольных органов. В частности, дела о недобросовестной конкуренции при помощи средств индивидуализации любого вида рассматриваются Федеральной антимонопольной службой. В Роспатент следует обращаться при возникновении споров, связанных с НМПТ и ГУ, товарными знаками и знаками обслуживания. Суд занимается рассмотрением конфликтов между предприятиями (для этого пострадавшая сторона должна подать иск) и рассмотрением жалоб нарешения ФАС и Роспатента.
Основными мерами по защите различных средств индивидуализации являются:
- воспрепятствование действиям, посягающим на исключительное право (например, запрет на использование доменного имени, товарного знака и т. д.);
- обжалование решений государственных инстанций (при регистрации средства индивидуализации – к примеру, НМТП, товарного знака – при которой были нарушены исключительные права);
- компенсация материального ущерба;
- признание права в случаях, когда кто-либо оспаривает его или отказывается признать (обычно применяется в комплексе с другими методами защиты);
- любые другие меры, соответствующие нормам антимонопольного права и ГК РФ.
Процедуры регистрации объектов промышленной собственности, а также их защиты длительны и требуют не только терпения и аккуратности, но и юридической подготовки.
Самое простое и разумное решение – доверить регистрацию фирме, специализирующейся на защите исключительного права на различные виды средств индивидуализации, например, профессионалам компании «Царская привилегия».
Комментарии ()