Патентная чистота – это юридическое свойство продукта, при котором продукт не нарушает действующих на определенной территории исключительных прав на промышленную собственность, принадлежащих третьим лицам, и может быть свободно введен в гражданский оборот на этой территории.

Анализ патентной чистоты является одной из наиболее востребованных услуг любого патентного бюро, будь то частное предприятие или же отдел в крупной производственной компании.

Однако многие специалисты и компании при проведении данного вида анализа сталкиваются с рядом ошибок, способных в будущем пагубно отразиться на реализации продукта, в частности в виде предъявления судебных исков.

В данной статье рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые могут возникнуть при проведении анализа патентной чистоты и предложим практические рекомендации по их устранению.

Ошибка №1. Проведение анализа только по продукту в целом

Бывают продукты, состоящие из нескольких прямо взаимосвязанных элементов, которые можно рассмотреть в целом (например, карандаш, вещество), но также часто продукт может состоять из множества различных компонентов или использовать разные технологии и способы. Во втором случае вполне может возникнуть ситуация, что у конкурентов будет запатентован не продукт в целом, а, например, только ключевой компонент, и если мы будем рассматривать продукт в целом, мы не увидим эти патенты на ключевой продукт при анализе и не будем знать о рисках.

В качестве примера рассмотрим следующий продукт: бульдозер.

Бульдозер состоит из нескольких компонентов:

  • непосредственно машина;
  • бульдозерное оборудование, которое в свою очередь содержит механизм перекоса.

Поэтому при проведении анализа патентной чистоты необходимо анализировать не только патенты, раскрывающие машину, но и патенты, раскрывающие бульдозерное оборудование, а также, раскрывающие механизм перекоса.

Это позволит исключить нарушения патентов третьих лиц, связанных с каждой составной частью продукта.

Ошибка №2. Проведение анализа только по национальным ведомствам

Помимо национальных ведомств существуют региональные ведомства, такие как: Европейское патентное ведомство, Евразийская патентная организация, Африканская региональная организация интеллектуальной собственности и т.д. Данные ведомства выдают региональные патенты, действие которых может распространяться на территории интересуемой страны реализации продукта.

Пример: проведение анализа патентной чистоты на территории Российской Федерации.

Российская Федерация входит в состав Евразийской патентной организации. Поэтому при проведении исследования необходимо анализировать не только патенты, выданные Роспатентом и опубликованные в информационно-поисковой системе федерального института промышленной собственности (ФИПС), но и патенты, выданные Евразийской патентной организацией и опубликованные в Евразийской патентно-информационной системе (ЕАПАТИС).

Ошибка №3. Проведение анализа по патенту, а не по продукту

Многие клиенты после создания опытного образца стараются обеспечить правовую охрану своему решению путем получения патента. При этом к моменту вывода продукта на рынок и проведении анализа патентной чистоты, осуществляют сопоставительный анализ обнаруженных патентов не со своим продуктом, а со своим полученным патентом. Данные действия могут привести к тому, что будет упущено нарушение патента. Это связано с тем, что в собственном патенте могут быть не описаны все особенности, существующие в продукте, которые могут использовать признаки патента другого правообладателя.

Рассмотрим следующий пример: клиент имеет патент на крышку с уплотнительным кольцом из полимерного материала, который может быть представлен резиной, силиконом, полиуретаном или каучуком. При этом продукт представляет собой скороварку с данной крышкой, которую клиент хочет вывести на рынок Китая.

В ходе поиска был обнаружен действующий китайский патент, в независимом пункте формулы которого описана скороварка с крышкой. Несмотря на наличие в патенте и продукте клиента дополнительных признаков в виде уплотнительного кольца и его материала, клиент будет подпадать под действие данного китайского патента, поскольку в его продукте используется каждый признак независимого пункта формулы китайского патента.

Таким образом, при проведении анализа патентной чистоты и обнаружении близкого патента другой компании необходимо проводить сопоставительный анализ именно с продуктом, который планируется к реализации, со всеми его компонентами и функционалом, а не с полученным на него патентом.

Ошибка №4. Проведение патентной чистоты слишком рано

Результаты анализа патентной чистоты актуальны на ту дату, когда она была проведена. Слишком раннее его проведение не позволит охватить все потенциально опасные патенты, так как они могут быть еще не опубликованы. Поэтому к моменту выхода на рынок и реализации продукта на нем повышается риск получить претензию, а затем и судебный иск от правообладателя необнаруженного патента.

Таким образом, рекомендуется проводить анализ на патентную чистоту как можно ближе к моменту вывода продукта на рынок, но в период, когда вы еще можете внести какие-либо коррективы в изделие в случае обнаружения мешающих патентов.

Проведение анализа патентной чистоты является важным этапом в процессе реализации продукта и для достижения надежных результатов необходимо учитывать и избегать описанных ранее ошибок, данное исследование требует особой внимательности при его проведении, а при некачественном выполнении данных работ последствия могут быть непоправимы и даже могут привести к закрытию производства.

Ресурсы, которые потребуется затратить на проведение данного исследования, всегда будут сопоставимо меньше, чем те убытки, которые вам придется понести в случае нарушения чужого патента.

Если у Вас есть потребность в патенных исследованиях, то оставляйте заявку для бесплатной предварительной консультации

 

Заполните форму ниже и получите ответ в течение рабочего дня!