Товарная марка – при условии ее регистрации в Федеральном институте промышленной собственности – является объектом интеллектуальных прав, охраняемым законодательством. Торговая марка служит средством индивидуализации услуг и товаров, а также может стать объектом коммерческой сделки. Одной из самых известных вариаций такой сделки является продажа товарной марки. В данном материале мы подробно рассмотрим нюансы совершения продажи товарной марки, а также ответим на множество вопросов, возникающих у продавцов и покупателей в подобных обстоятельствах.

Продажа товарной марки и продажа бренда – одно и то же?

В первую очередь, следует определиться с самим понятием «торговая марка». Продажа чего именно осуществляется? Теория маркетинга выделяет три понятия:

  • товарный знак;
  • торговая марка;
  • бренд.

Необходимо понимать разницу этих определений при осуществлении продажи товарной марки. Не будем сильно вдаваться в нюансы понятий, а лишь рассмотрим их самые значимые отличия, а также проанализируем роль, которую каждое из этих явлений играет на рынке и в деятельности организации-правообладателя.

Торговая марка – это общее понятие, включающее образы, ассоциации, характеристики и т. д., которые являются отличительной чертой компании, служат средством ее индивидуализации, позволяющим выделиться среди конкурентов. Это первый шаг к успешному позиционированию на рынке той продукции, продажа которой принесет прибыль правообладателю. Торговая марка начинается с уникального названия и дизайна для товара или услуги. Не лишним будет придумать и слоган, который дополнит всю эту совокупность. При этом не важно, осуществляется ли продажа какой-то уникальной продукции или этот товар ничем не отличается от тысяч других, аналогичных ему. Речь ведь сейчас не о нем, а о появлении узнаваемой торговой марки.

Бренд – часто используется синонимом понятия «торговая марка». И это не лишено оснований, поскольку в большинстве контекстов это действительно так. Единственное отличие двух терминов заключается в том, что торговая марка может появиться даже тогда, когда продажи компании на нуле, и никто о ней не знает. Бренд – это торговая марка, имеющая уже существенный оборот продаж, узнаваемое имя, статус и определенную сформировавшуюся среди аудитории репутацию. Если свести все это к некоторому определению, то бренд – это торговая марка, имеющая спрос на свои товары. Продажи активней идут именно в том случае, когда продукция украшена логотипом бренда популярной торговой марки.

Чтобы превратить торговую марку в бренд, потребуется проводить маркетинговые кампании. Продажи идут вверх, потребитель узнает о товаре, запоминает логотип, название, слоган, и если стиль торговой марки запоминается, она становится брендом. Грань здесь довольно условна, и говорить о том, в какой момент происходит та самая трансформация одного понятия в другое, можно лишь приблизительно.

Товарный знак – средство индивидуализации товаров и услуг физических и юридических лиц. Товарным знаком может быть слово, изображение, их комбинация, фраза. Законодательство содержит только такую вариацию названия (нет брендов, товарных марок, торговых знаков и прочего). Подлежит обязательное регистрации в ФИПС. Другими словами, «товарный знак» - это юридический аспект бренда или торговой марки, который они приобретают после регистрации.

Таким образом, мы можем с некоторой натяжкой поставить знак равенства между понятиями «товарный знак», «бренд» и «торговая марка».

Торговая марка чаще может быть зарегистрирована в трех формах:

  • Словесный товарный знак.
  • Графический товарный знак.
  • Комбинированный товарный знак.

Следует отметить, что графическое представление товарной марки, логотип – это еще не товарный знак. Его необходимо зарегистрировать. А до тех пор его юридическая функция, защита от копирования или продажа третьим лицам невозможны.

Необходимо сразу оговориться, что в законодательстве Российской Федерации есть разногласия с мировой практикой. Так, например, за рубежом наше понятие «торговая марка» считается полным эквивалентом «бренда». Да и само разделение товарной марки и торговой марки – это явление, свойственное лишь отечественному маркетингу. Это создает некоторую путаницу в отношениях с иностранными партнерами.

Отбросив понятие «бренд», мы перейдем к теме продажи товарной марки, либо товарного знака, подразумевая, что это синонимы. Разночтения в определениях этих терминов мы для удобства опустим, чем нисколько не будем противоречить имеющимся за рубежом тенденциям.

 

Как оформляется продажа товарной марки

Итак, перейдем к вопросу продажи товарной марки. Кто же имеет право осуществить такую процедуру? Здесь уместно обратиться к Гражданскому кодексу РФ. Что говорит он? Там четко прописан круг лиц, которые имеют право на продажу или покупку торговой марки. Это официально зарегистрированные предприниматели (ИП и юридические лица) и никто иной. Ограничение связано с самим понятием права собственности на объект интеллектуальных прав: осуществлять его продажу или покупку могут только перечисленные участники гражданских взаимоотношений.

Теперь сформулируем из этого краткий тезис: осуществлять покупку или продажу товарной марки могут только субъекты предпринимательской деятельности.

На этом месте необходимо сделать оговорку. Дело в том, что покупку или продажу торговой марки могут осуществить и некоммерческие организации. Чтобы ответить на вопрос о том, почему это возможно, следует вспомнить, что любая некоммерческая структура имеет право стать субъектом предпринимательской деятельности, но при условии, что полученная прибыль будет расходована на цели, указанные в Уставе.

Возвратимся к нюансам покупки и продажи товарной марки. Что здесь важно учитывать? В первую очередь, нужно понимать саму специфику нематериальной, интеллектуальной собственности. Тут имеются свои нюансы. Например, договор купли-продажи должен называться: «Договор об отчуждении интеллектуальных прав на товарную марку». Он предполагает, что в рамках продажи товарной марки новому владельцу передаются все исключительные (имущественные) права собственника.

Здесь важно понимать, что продажа товарной марки – это продажа не материального объекта, а всех имущественных прав на данный объект. Это означает, что новый собственник вправе распоряжаться товарной маркой на свое усмотрение в рамках тех возможностей, которые предоставляются законодательством владельцам исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Это, в частности, подразумевает, что новый правообладатель может использовать данную торговую марку для индивидуализации и продажи своей продукции или самостоятельно осуществлять продажу либо другие операции с товарной маркой.

Предмет договора отчуждения товарной марки – это исключительные права на данную интеллектуальную собственность. Договор обязательно должен включать номер свидетельства на товарный знак. Если этим требованием пренебречь, то продажа товарной марки с точки зрения законодательства будет считаться неосуществленной. Вполне возможно, что товарная марка на тот момент окажется еще на стадии регистрации, и тогда она не будет являться причиной, которая бралась бы в расчет.

Правила составления договора продажи товарной марки строги: либо она зарегистрирована и может служить объектом сделки, либо ее нет в реестре зарегистрированной интеллектуальной собственности, что означает одно: сделка с законодательной точки зрения невозможна.

Договор купли-продажи торговой марки необходимо заключать только письменно. Не менее важна и регистрация самого договора на зарегистрированную товарную марку. Если же этим пренебречь, то сделка не будет иметь юридической силы. Как и права на интеллектуальную собственность, договор на нее регистрируется в Федеральном институте промышленной собственности. Это необходимо для того, чтобы сотрудники института смогли бы заменить информацию о правообладателе товарной марки в реестре.

Продажа товарной марки считается завершенной после того, как она проходит процедуру государственной регистрации. С этого момента уже новый владелец может распоряжаться интеллектуальной собственностью. В том числе, он имеет право на продажу торговой марки третьим лицам. Прежний владелец торговой марки отказывается от своих прав, переуступая их новому.

Правовое регулирование вопросов покупки, продажи и в целом отчуждения от исключительных прав на товарную марку производится статьей 1488 Гражданского кодекса РФ.

 

Как правильно оформить продажу товарной марки и составить договор уступки (отчуждения)

Как мы уже упомянули ранее, исключительное право на товарную марку может быть передано другому лицу при помощи соответствующего договора. Данный процесс называется отчуждением интеллектуальных прав и может заключаться в простой переуступке или продаже исключительных интеллектуальных прав новому владельцу. Подробно все нюансы рассмотрены в статье 1488 Гражданского кодекса РФ.

Есть еще такое понятие – лицензионный договор. Его часто путают с отчуждением интеллектуальных прав, но он является предметом другой статьи (ст. 1489 Гражданского кодекса). Что же такое лицензионный договор?

Лицензионный договор– это предоставление права пользования товарной маркой какому-либо лицу на ограниченный срок. В рамках такого договора может быть определена ограниченная территория либо указан перечень товаров, в отношении которых допускается такая процедура. Но о продаже товарной марки речь не идет. С юридической точки зрения это скорее аренда, и она не имеет никакого отношения к отчуждению. Кроме того, лицо, получившее лицензию, обязано выполнять ряд условий, например, поддерживать те же стандарты качества, что и правообладатель. Сам же владелец товарной марки правомочен производить проверки лицензиара, на которого, в случае выявления нарушений, налагается ответственность.

А вот договор отчуждения товарной марки – это совсем другое, поскольку здесь между сторонами не возникает никаких обязательств. Продажа товарной марки – это разовая и окончательная передача прав другому владельцу, хотя иногда она может касаться только отдельных товаров.

Договор отчуждения исключительного права на товарную марку должен содержать:

  1. Полное название юридического лица, владеющего товарной маркой.
  2. Номер свидетельства о регистрации товарной марки.
  3. Список услуг и товаров, на которые будет переуступлена товарная марка.
  4. Адрес, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты организации.
  5. Ф. И. О. и должность, которую занимает руководитель.
  6. Полное название юридического лица, приобретающего права на товарную марку. Его реквизиты, Ф. И. О. и должность, которую занимает руководитель.
  7. Договор отчуждения исключительного права на товарную марку предусматривает вознаграждение, которое следует выплатить лицу, уступающему свои права. Если этим пунктом пренебречь, то договор будет считаться недействительным. Выплата может производиться в самых разных формах и вариациях. Допускаются, например, процентные отчисления, платежи в определенные промежутки времени, разовая оплата и так далее.

При заключении договора на переход исключительного права на товарную марку важно придерживаться требований, указанных в статье 1232 Гражданского кодекса РФ. Если эти требования нарушены либо проигнорированы, то государственная регистрация считается не произошедшей. Допускается, что заявление на регистрацию будет давать только одна из сторон договора.

Если одна из сторон подает заявление, ей требуется приложить к нему один из перечисленных ниже документов (на свое усмотрение):

  • Договор.
  • Выписка из договора (с удостоверением нотариуса).
  • Уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом. Необходимы подписи обеих сторон.

Патентная пошлина за проведение регистрации договора продажи товарной марки (либо ее уступки) может быть уплачена любой из сторон.

Законодательно запрещена передача (продажа, уступка) интеллектуальных прав на товарную марку, если это нацелено на то, чтобы запутать потребителя, предоставив ему неверную информацию об изготовителе или товаре.